• USD 41.6
  • EUR 43.8
  • GBP 53.1
Спецпроекты

Между миром и войной. Как понимать сигналы Трампу от Путина с Валдая

Оставшееся до инаугурации Трампа время Москва потратит на эскалацию — как боевых действий, так и политического давления

Реклама на dsnews.ua

20-летний юбилей Валдайского клуба Путин встретил в амплуа стендап-комика. В конце концов, и самая главная идеологическая площадка РФ давно уже представляет собой франшизу "Камеди-клаб". С той разницей, что здесь не шутят, смешно получается само собой. В полном соответствии с путинской риторикой: "Нам выпало жить в эпоху кардинальных перемен". Кремень-старикан стоически переносит прихоти судьбы, которая уже четверть века держит его за кремлевской решеткой.

Оно само. "Бывшее устройство мира безвозвратно уходит, можно сказать, уже ушло, а за формирование нового разворачивается серьезная, непримиримая борьба". Само уходит, сама разворачивается. Это действительно не просто комический момент. Это момент шизофренический, ведь "мир кардинально и безвозвратно меняется" без всякого участия России, и в то же время именно она, Россия, доказывает оратор, выступает флагманом этих изменений, попутно борясь "за свою свободу, права и суверенитет". Ну вы поняли: День народного единства 4 ноября отмечается, так сказать, авансом, ведь интервенты с захватчиками никак не успокоятся, все лезут и лезут.

В конце концов, среди артистических приемов даты в путинском творчестве всегда были чрезвычайно важны. Исполняли роль сакрального сосуда, в который можно лить любую пургу. Эффект китча гарантирован. Просто оцените смысловой ряд. Выступление в годовщину октябрьского переворота, отождествление его с демократической революцией, претензия на лидерство в революции консервативной — но не в отдельно взятой стране, а во всем мире. Путин — не какой-нибудь диктатор. Он — фронтмен мирового большинства, борющийся против навязанной Западом несправедливости. Он за соблюдение "классических принципов демократии, базовых прав и свобод". Он противостоит "погружению человечества в бездну агрессивной анархии" (революция против анархии — это стоит патента) и новым форматам тирании (действительно, зачем, если старые вполне функциональны? это намек на конфронтацию с Китаем?). И — в очередной раз — не отказывается от плагиата, даже у врагов. И если раньше вслед за Зеленским он повторял "Не мы начали эту войну, но нам ее заканчивать", то теперь в своих "шести пунктах" нового мирового порядка он по сути пересказывает элементы Формулы мира: справедливость, примат международного права, уважение к суверенитета и безопасность — все здесь. И даже великодержавный акцент не может этого скрыть. Это тоже забавно: правитель страны, ведущий первую в XXI веке колониальную войну, позиционирует себя как вождь антиколониального движения.

Впрочем, на путинские выступления нет смысла брать абсурдометр — обязательно сгорит. В конце концов, он прекрасно понимает: чем кринжовие бред — с тем более серьезным видом его нужно произносить. Ибо, по большому счету, он уже давно не способен сказать ничего нового. Повторение Ялты под угрозой нового Карибского кризиса, матч-реванш в Холодной войне — вот и все, к чему стремится известнейший в мире фанат исторической реконструкции. Восстановление биполярного мира — это и есть дело его жизни. Он помешан на величии и уважении к величию. Остальное — бутафория.

Но есть одно "но". Мания не равна деменции. Путин понимает, что у него не хватает ресурсов. Он может сколько угодно рассказывать, что война против Украины — это самозащита, что санкции бездействуют, что "мировое большинство" объединяется ударными темпами, что БРИКС — это перспективный формат интеграции, что Россия способна создавать суверенные высокие технологии, что Запад больше не может диктовать условия. Но он знает, что это ложь. И знает, что ему нужно брать тайм-аут и сводить баланс, пока ресурс стабильности его вертикали еще не исчерпан. Но сама по себе фиксация не поможет: "тираны старого типа" нередко теряли и власть, и жизнь из-за недовыигранных войн. Следовательно, необходимо сохранить лицо. Поэтому приветствие Трампу с победой с валдайской сцены уже на следующий день после того, как путинский пресс-секретарь из кожи лез, объясняя всю сложность такого жеста, — это не биполярочка, а вполне трезвый расчет. Путин демонстрирует готовность "порешать". По сути, эта демонстрация была ни что иное, как реплика в ответ на публикацию "мирного плана" от советников Трампа — того, что о заморозке боевых действий, буферной зоне шириной с Иран и эфемерных гарантиях без вступления в НАТО. Мол, мы вас услышали. Все, что было дальше — это элементы путинского "мирного плана". Признание Украины только в нейтральном статусе (кто здесь говорит о международном праве?), откат Революции достоинства (да-да, "антиконституционного переворота"), вывод войск с Курщины (интересно, будет ли объявлен очередной государственный праздник по этому поводу) и тому подобное. Словом, давайте торговаться — потому что у России есть прекрасные отношения с Китаем, если что.

Однако большой договорняк, как водится, обернется большим пшиком. Когда в покер играют шулеры, даже честность становится формой обмана. Монобольшинство Трампа открывает перед ним слишком много возможностей для геополитических игр, и он хочет быть не просто победителем, а триумфатором. Поражение США в Афганистане и на Ближнем Востоке удалось повесить на администрацию Байдена, но облажался там именно Трамп. Конечно, он стремится по-новому сыграть в доктрину Монро, но это не означает оставлять Европу на произвол судьбы — это просто невыгодно. Между тем путинские "миротворческие прихоти" в отношении Украины означают именно это. Так что "мира за 24 часа" не будет, к сожалению. Но и принуждения Украины к капитуляции тоже не будет, к счастью. Однако время, которое осталось до инаугурации Трампа, Москва потратит на эскалацию — как боевых действий, так и политического давления. Нас ждет самый тяжелый период с начала полномасштабной войны.

    Реклама на dsnews.ua