• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Ведомый Шольц и российская агрессия. Как Макрон хочет остаться президентом за счет Украины

В пятницу, 28 января, президент Франции намерен представить своему российскому коллеге некий план деэскалации

Эммануэль Макрон и Владимир Путин во время встречи в Берлине, 2020 г.
Эммануэль Макрон и Владимир Путин во время встречи в Берлине, 2020 г. / Getty Images
Реклама на dsnews.ua

Великобритания и Соединенные Штаты за прошедшие две недели продемонстрировали недюжинную дипломатическую и военную прыть в вопросе сдерживания России укреплением обороноспособности Украины. Фактически Лондон и Вашингтон за короткий промежуток времени полностью перетянули на себя одеяло решения вопроса украинско-российского конфликта.

Германия и Франция до недавнего времени позиционировавшие себя в качестве главных переговорщиков или посредников между Украиной и Россией, оказались вне мейнстрима. Они вовремя не сориентировались, не были достаточно пластичны и не выработали оперативно какие-нибудь планы выхода из нового кризиса.

Берлин и Париж, а также Европейский союз в целом были вынуждены, учитывая высокий уровень угрозы безопасности в Европе со стороны России, подчиниться общему лейтмотиву, сформированному англоязычным миром. Президент Франции Эммануэль Макрон даже признал, что угроза интервенции в Украину объединила Европу.

И 24 января, т.е. в понедельник, состоялась трансатлантическая видео-конференция при участии наиболее заинтересованных в деэскалации стран: Великобритании (Борис Джонсон), Германии (Олаф Шольц), Италия (Марио Драги), Польши (Анджей Дуда), США (Джо Байден), Франции (Эмманюэль Макрон), а также Европейского Союза (Урсула фон дер Ляйен и Шарль Мишель) и НАТО (Йенс Столтенберг).

Обсуждая текущий накал страстей в отношениях между Украиной и Россией, европейцы согласно покивали на слова британцев и американцев, отметив, что всех очень беспокоят войска России на украинской границе и с этим нужно что-то делать – всем сообща.

Так что конференция подтвердила справедливость оценки Макрона касательно европейского единения. Но лишь на первый взгляд. Конференция закончилась, лидеры отключились от сети и занялись каждый своими делами. Кто проработкой санкционных пакетов на случай интервенций, а кто планами реализации собственных амбиций (Макрон) или же в попытке снизить давление со стороны союзников (Шольц).

Все эти недели Берлин и Париж с легкой грустью наблюдали за тем, как сквозь их пальцы вытекает статус главных переговорщиков, а значит и определенные возможности для них, которые могут подарить эти самые переговоры с Москвой. Ну, вроде политических дивидендов, инвестиционных, энергетических и т.д.

Реклама на dsnews.ua

И поскольку ни в Париже, ни в Берлине не пожелали мириться с ролью второго номера в Европе и третьего – в мире в контексте урегулирования конфликта между Киевом и Москвой, они начали действовать. Точнее, действовать начал Макрон, а несколько месяцев как канцлер Германии, эсдек Олаф Шольц пошел в фарватере французского лидера.

Опять-таки 24 января, т.е. в тот день, когда Макрон и Шольц обсуждали с Байденом и Джонсоном российскую угрозу, и за два дня до начала в Париже переговоров "Нормандии" на уровне советников, французская и немецкая пресса, к примеру, AFP, Le Figaro или dpa, сообщили о наличии у Елисейского дворца некоего плана деэскалации.

Дескать, Макрон уже в пятницу, во время телефонного разговора с Владимиром Путиным, предложит ему этот самый план, заточенный сугубо на дипломатическое решение кризиса. 

На следующий день Макрон отправился в Берлин, чтобы, очевидно, обсудить план и скоординировать свои действия с Шольцем, который с начала своей каденции не может презентовать более-менее выверенную и четкую позицию по России.

Более того, Берлин своими заявлениями, например, уже ушедшего в отставку Кая-Ахима Шенбаха или лидера Баварии Маркуса Зедера, а также отказом поставить Украине оборонительное оружие и блокированием отправки Эстонией гаубиц Д-30, спровоцировал немалое давление на него со стороны союзников по НАТО, не считающих оправданным заискиванием перед Россией.

Поэтому Шольц на совместной пресс-конференции с Макроном озвучил тезисы, аналогичные тем, который проговаривал и проговаривает президент Пятой Республики. Хотя, справедливости ради, в вопросе предоставления Киеву оружия взгляды их разошлись. Берлин как и всегда выступает против этой идеи, а вот Макрон считает такое решение целесообразным, видимо, полагая, что укрепление защиты Украины как инструмент влияния на Кремль не менее эффективно, нежели дипломатический прессинг и обещания новых санкций.

Но как бы то ни было, малоопытному канцлеру Шольцу сейчас было бы выгодно занять место ведомого и позволить Макрону отвоевывать позиции Евросоюза в украинско-российском вопросе. Таким образом Шольц сможет сместить акценты и заставить союзников забыть о малодушии немецких элит.

А уж Макрон с этим тянуть не будет. Он уже потерял слишком много времени, покуда Штаты и Британия за две недели усилили свое присутствие в переговорном процессе, не будучи участниками "Нормандии". Для Макрона нерешительность Шольца – отличная возможность наконец занять место лидера ЕС после ухода Ангелы Меркель на пенсию. И результат, внешнеполитическая победа или то, что за нее можно выдать избирателю, — нужен уже вчера. До выборов президента Франции осталось меньше трех месяцев, а кроме собственного джихада против мусульман Макрону похвастать и нечем. Если он сможет убедить Путина, пусть и за счет интересов Украины, отступить на время, то его положение как кандидата значительно улучшится. 

    Реклама на dsnews.ua