Энергетические "тревоги" и рыночные цены. Как подготовить энергосистему к зиме

В этом году властям и гражданам придется серьезно пересмотреть подходы к потреблению электроэнергии

Фото: www.koda.gov.ua

На минувшей неделе враг продолжал прицельные удары и разрушение украинской энергосистемы. Существенно повреждены мощности гидроэлектростанций. ДТЭК сообщил, что из-за этого потеряно 80% мощностей, на восстановление большинства из которых необходимо от шести месяцев до двух лет. Мэр Харькова заявил, что практически вся критическая инфраструктура города разрушена. Укрэнерго информирует, что вражеские атаки стали в два-три раза плотнее. Иными словами, объекты просто засыпают ракетами и дронами, чтобы почти наверняка их уничтожить.

Частота и количество ударов существенно увеличивают неопределенность по поводу того, как мы сможем пережить следующую зиму. Начав атаки ранней весной, враг имеет большое поле для психологического давления из-за угрозы продолжения ударов по энергосистеме до следующей зимы. Повторюсь, враг будет пытаться атаковать нас в условиях задержки поставок вооружения и хотел бы дожать до выборов в США, которые состоятся в ноябре. Бить по энергосистеме для него — это лишь один из инструментов достижения цели.

Ситуация сложная и труднопрогнозируемая. Есть, правда, один серьезный позитив: на фоне всех проблем и разрушений мы все еще не видели масштабных отключений по всей стране. Это в известной степени победа энергетиков и их тяжелый труд за последние два года.

Но не нужно чрезмерно очаровываться позитивом и вводить себя в заблуждение, умаляя уровень проблемы. Чтобы все было хорошо, нужно будет много работать. И здесь не обойтись без консолидации усилий — правительства, энергетических компаний, бизнеса в целом и граждан.

Итак, перейдем к реалиям.

  1. Проблема ремонта. Огромную часть мощностей, поврежденных с начала года, просто не удастся отремонтировать до следующей зимы. Но как будут проходить ремонты мощностей, которые все еще можно восстановить в краткосрочной перспективе? Энергетические компании испытывают серьезный дефицит средств, они находятся в глубоком кризисе ликвидности. А кроме этого, есть банальная нехватка оборудования, необходимого для ремонтов. Большинство оборудования дефицитно, с длительным сроком производства. Угольные электростанции морально устарели, и просто негде взять оборудование для ремонта. А Запад не финансирует строительство/восстановление угольной генерации. Вместе эти факторы, если ничего не менять в государственной политике, будут создавать существенные препятствия для восстановления того, что теоретически можно отремонтировать к зиме.
  2. Без импорта нам не обойтись. Уже несколько недель в отдельные часы импорт достигает почти рекордно разрешенных отметок. Преимущественно это происходит в промежутке между 16 и 21 часами, хотя ситуация ежедневно разная. Отсутствие перспектив улучшения ситуации с мощностями означает, что зависимость от импорта будет высокой. Важный момент: импорт — это поддержка иностранных компаний, тогда как отечественные производители нуждаются в средствах на ремонты и подготовку к зиме (опять см. пункт 1).
  3. Графики будут. Очень вероятно, что и мощностей импорта не хватит. Поэтому графики отключений — почти гарантированная реальность летом и зимой. И, конечно, потенциально дополнительные удары будут только усугублять ситуацию.
  4. Долгов в энергетике становится все больше, а денег все меньше, в том числе и на субсидирование тарифа для населения. Донорами субсидирования этого тарифа являются Энергоатом, Укргидроэнерго и экспортеры электроэнергии. Экспорта практически не будет. Часть гидроэлектростанций существенно повреждена — и Укргидроэнерго будет зарабатывать меньше. Энергоатом сам не справится с ПСО и субсидированием. Следовательно, не только на ремонт у компаний не хватит денег, но и на покрытие потребностей населения.

Как быть и что делать?

  1. Упростить ситуацию может управление спросом. Учитывая, что под ударом в последние недели балансирующие мощности, нужно активно работать над тем, чтобы переносить пиковое потребление на другие периоды. Это позволит снизить и зависимость от импорта, и масштаб потенциальных отключений. С одной стороны, нам нужна серьезная информационная кампания о том, в какие часы нужно сокращать потребление. Пожалуй, это должно быть информирование в режиме реального времени (как и с воздушными тревогами), чтобы каждый понимал, в какое время бойлер, стиральную машинку, электрочайник и т.п. включать можно без проблем, а в какое — только при необходимости. Но кроме уведомлений есть еще один инструмент, о котором расскажем ниже.
  2. Нам срочно нужно строить малую генерацию, в частности, газовую пиковую и полупиковую, возобновляемую. К сожалению, много времени было потеряно в течение последних двух лет, когда о необходимости это и эксперты говорили, и представители правительства заявляли (обещали). Но прогресс был минимальным. Это потребует средств, оборудования (в форме помощи) и изменения управленческих подходов, чтобы как можно больше ускорить процесс. Одно из самых больших препятствий для строительства новой генерации в минувшие два года — долги на балансирующем рынке (с начала года они выросли на 700 млн и составляют 31,4 млрд грн). Пока эту проблему не разрешим, пока будут игроки, которым разрешено не платить за полученную электроэнергию, — ничего не получится.
  3. Электроэнергия должна стать ценным товаром, а не благом, которое можно потреблять нещадно. Импорт имеет разную цену в разные часы. Если потребители не будут получать рыночные сигналы, в какие часы не стоит потреблять, то, к сожалению, ни одна кампания по информированию не сработает по полной. Другими словами, придется либерализовать ситуацию на рынке, какую бы оскомину эти слова не набивали. Это позволит обеспечить экономное потребление, выравнивать спрос, улучшить ситуацию на рынке и условия строительства новых мощностей.

К сожалению, наша энергетика дошла до состояния изменениcь или умри. Нам нужны серьезные перемены. А если какие-либо должностные лица в отрасли не могут этого обеспечить, то, может, и их нужно заменить?