"Миги" для Украины. Когда НАТО перестанет перебрасываться истребителями

Союзники понимают, что Украина нуждается в помощи; они готовы оказать эту помощь; они не готовы брать на себя ответственность за последствия

МиГ-29

Позавчера СМИ раздули сенсацию из светофорной реплики госсекретаря Энтони Блинкена о передаче Польшей Украине истребителей МиГ-29. Слова о "зеленом свете" со стороны США разнеслись по миру за считанные часы – хотя по факту ничего сенсационного здесь не было. Соединенные Штаты не имеют права голоса в вопросе передачи каким-либо членам Альянса своим партнерам советских вооружений из собственного арсенала. Дело в другом: США берутся заменить эти машины, все еще находящиеся на вооружении польских ВВС, соответствующим количеством своих подержанных F-16. В конце концов и это не было сенсацией: такая замена предполагалась уже давно.

В итоге официальная Варшава тогда же опровергла сценарий передачи. В заявлении премьерской канцелярии было прямо сказано: польские "Миги" остаются на польских авиабазах и никуда не собираются.

Прошел день – и Польша заявляет о готовности перебросить эти машины на авиабазу Раммштайн в Германии и передать их американцам, чтобы они передали их Украине. Вашингтон к такому повороту оказался не готов. Крайне показательным здесь является заявление пресс-секретаря Пентагона Джона Кирби. Оно настолько феерично, что его следует процитировать полностью:

"Мы сейчас контактируем с польским правительством после обнародованного сегодня заявления. Как мы уже говорили, решение о передаче Украине самолетов, принадлежащих Польше, в конечном итоге за польским правительством. Мы продолжим консультации с нашими союзниками и партнерами по поводу нашей текущей помощи Украине в области безопасности, потому что, на самом деле, предложение Польши показывает лишь некоторые сложности, которые представляет этот вопрос. Перспектива "истребителей в распоряжении правительства Соединенных Штатов Америки", которые стартуют с базы США/НАТО в Германии и летят в воздушное пространство над Украиной, за которое продолжается соперничество, вызывает серьезную обеспокоенность всего альянса НАТО. Нам просто непонятно, каково здесь рациональное обоснование. Мы продолжим консультироваться с Польшей и другими нашими союзниками по НАТО по этому вопросу и сложным материально-техническим проблемам, которые он создает, но мы не считаем предложение Польше приемлемым".

Собственно, здесь все очевидно: союзники понимают, что Украина нуждается в помощи; они готовы оказать эту помощь; они не готовы брать ответственность за последствия. В НАТО всячески отмечают оборонительную природу Альянса и нежелание провоцировать Россию. Проще говоря, никто не хочет давать Москве повод для Третьей мировой войны. Передача же атакующего вооружения (а к таким относятся и истребители) Украине может оказаться таким casus belli. Запад все еще ведет игру по правилам, и пока не будет найден приемлемый вариант их обхода, мы не получим эти самолеты. Любимый сюжет спецслужб с "ломом" и подставными частными фирмами, по всей вероятности, уже был бы разыгран, если бы Москва в принципе соблюдала какие-то правила. Но поскольку она "пошла по беспределу", формальное выполнение тех или иных международных норм ее не поразит – а значит, Альянс не хочет рисковать. Это перекладывание ответственности не только портит имидж НАТО и вызывает раздражение украинцев, но и увеличивает общественное давление на законодателей и правительства стран-членов по усилению реальной помощи Украине, как это уже происходит в США. Тем более, что до сих пор все попытки избежать конфликта с Россией только побудили ее к дальнейшим действиям.

В то же время следует понимать, что передача самолетов для ВВС Украины связана с кучей логистических, технических и других вопросов. Следовательно, этот процесс не завершится сразу с принятием политического решения. Однако намек министра обороны Великобритании на возможность поставок Украине высокотехнологичных зенитных комплексов StarStreak указывает на то, что союзники все-таки ищут варианты предоставления нам эффективных средств защиты от рашистских авиационных и ракетных атак.