Украина 30: затянувшаяся реконструкция

Независимой Украине — 30 лет... По историческим меркам это лишь мгновение. Но для украинцев этот период стал настоящей эпохой, наполненной трудом и победами, кризисами и достижениями. Думаю, не ошибусь, если скажу, что накануне четвертого десятилетия независимости многие наши соотечественники вглядываются в наступающие времена не только с надеждой, но и с беспокойством

Depositphotos

Нынешний рубежный момент обязывает каждого сознательного гражданина задуматься над ключевыми вопросами: чего мы достигли за эти 30 лет? Как заставить заработать на полную мощность рыночные механизмы? Каким мы видим место нашей экономики в мире? В чем наши сильные и слабые стороны? Какую страну мы оставим будущим поколениям? Эти вопросы ставит сама жизнь.

Поэтому нам нужно оглянуться назад, критически переосмыслить свой путь, зафиксировать наши достижения и проблемы, определить цели и задачи, чтобы уверенными шагами продолжать движение вперед.

Следует напомнить, что перед обретением независимости Украина была второй по экономическому потенциалу республикой СССР. К сожалению, этот потенциал не трансформировался в адекватные экономические достижения при переходе к рыночной модели. В целом Украина, в отличие от своих соседей, не продемонстрировала устойчивого роста, до сих пор оставаясь по уровню доходов ниже 1991 г. По расчетам Госкомстата, в 2020 г. уровень ВВП на одного жителя составил 83% от 1991 г. (в сопоставимых ценах с учетом инфляции), по расчетам МВФ — 89% (в сопоставимых ценах по паритету покупательной способности).

Главная причина такого положения — низкие инвестиции в экономику Украины, в результате чего постепенно снижается отдача физического и человеческого капитала, падает производительность экономики. В 2020 г. инвестиции составили лишь 27% от уровня 1991 г. и лишь 7,5% от ВВП (один из самых низких показателей в мире).

Почему так произошло?

Прежде всего должны констатировать, что Украине так и не удалось стать страной, привлекательной для внутренних и международных инвесторов. Среди причин такого положения — ограниченность и избирательность структурных и институциональных реформ, не всегда взвешенная монетарная и фискальная политика. За годы независимости Украина пережила восемь финансовых кризисов (три банковские, три валютные и два кризиса государственного долга).

Поступление иностранных инвестиций было недостаточным для компенсации внутренних потребностей в инвестициях, а в последние годы — снизилось. Если в 2015–2016 гг. среднегодовой приток прямых инвестиций в акционерный капитал составлял 4,1% ВВП, то в 2017–2019 гг. — лишь 1,2% ВВП, а в 2020 г. — мизерные 0,5% ВВП. Сейчас среди источников инвестиций в основной капитал иностранные инвестиции занимают менее 1%. В последние годы в составе иностранного капитала, поступающего в Украину, доминирует приток спекулятивного капитала в государственные облигации.

Из-за недостатка инвестиционного капитала критически пострадали производственный потенциал экономики, социальная инфраструктура, часть основного капитала была просто ликвидирована. За 30 лет износ основных фондов приобрел гигантские масштабы — 57% в целом по экономике и 59% — в промышленности.

За годы независимости, стабильно сокращалась доля наукоемкой продукции в экспорте, усилилась его сырьевая направленность, повысилась зависимость экономики от ситуации на международных сырьевых рынках.

Основным источником инвестиций являются национальные сбережения, прежде всего норма сбережений населения. Высокая норма сбережений означает высокую мощность внутреннего спроса и широкие возможности для трансформации временно свободных средств в новые инвестиции.

К сожалению, норма сбережений в Украине длительное время остается критически низкой. Если в 2002–2012 гг. украинцы могли ощутимо экономить, направляя на эти цели в среднем 13% своих располагаемых доходов, то начиная с 2015 г. норма сбережений населения не превышает 5%, а в 2019–2020 г. вообще составляет только 2%. В странах ЕС средняя норма сбережений населения составляет 12%, а во время коронакризиса выросла до 20%.

Другим проблемным аспектом экономики остаются институт финансового посредничества, банковская система, фондовый рынок. Даже тот небольшой ресурс сбережений, который аккумулируется экономикой, неэффективно перераспределяется на нужды экономического развития страны. Сейчас банковская система Украины соответствует международным стандартам по нормативам банковского регулирования, однако свои классические функции финансового посредничества выполняет крайне слабо. Работающие кредиты составляют менее 15% ВВП и менее 4% в структуре источников инвестиций. В то же время вовлеченные в банковскую систему депозиты составляют более 30% ВВП. Потеря доступа реального сектора к ссудному финансированию в современной рыночной экономике грозит свертыванием бизнес-деятельности и потерей динамизма экономического развития.

Благодаря накопленному запасу устойчивости в предыдущие годы банковская система смогла пройти кризис COVID-19 без существенных осложнений. Режим инфляционного таргетирования, введенный с 2016 г., способствовал снижению уровня инфляции и усилил финансовую стабильность в банковском секторе экономики.

Однако сохранение низкого уровня банковского кредитования экономики приводит к недостаточной эффективности процентной политики Национального банка, поскольку мощность данного инструмента является слишком низкой для того, чтобы влиять на реальные инвестиционные процессы.

Долгосрочные кредиты рефинансирования НБУ (на срок до пяти лет), введенные в марте 2020 г., не помогли расширить кредитование экономики. Большинство полученного ресурса рефинансирования было направлено банками на покупку ОВГЗ, более высокие ставки по которым позволили банкам зарабатывать на безрисковых финансовых инструментах, не увеличивая кредитования. Это свидетельствует о необходимости коррекции стимулов и приоритетов работы национальной банковской системы.

Характерно, что динамика кредитования бизнеса, в частности МСБ, в 2020–2021 гг. определяли государственные, в том числе и президентские программы поддержки кредитования, по которым на начало августа 2021 г. было выдано 35 млрд грн новых кредитов (на антикризисные и инвестиционные цели), что составляет около 70% общего прироста гривневого кредитования корпоративных субъектов начиная с начала действия фискальных программ правительства (с мая 2020 г.). Из этого можно сделать вывод, что имеющееся расширение банковского кредитования всех видов бизнеса преимущественным образом обусловлено косвенным субсидированием из государственного бюджета.

При этом возможности правительства финансировать государственные расходы остаются ограниченными: план государственных заимствований за январь–июль 2021 г. выполнен лишь на 75%, недовыполнение текущей росписи расходов составляет 8% (или более 50 млрд грн), в результате по общему фонду государственного бюджета в балансе получено первичный профицит в размере +27 млрд грн (или более 1% ВВП). Это уменьшает совокупный спрос в экономике, который должен стимулировать экономический рост.

Между тем стоимость государственных заимствований для финансирования дефицита продолжает расти: в июле стоимость гривневых ОВГЗ была самой высокой с ноябре 2019 г. (11,7%). Риск дальнейшего повышения стоимости ОВГЗ затрудняет выполнение государственных программ поддержки экономики. Отсутствие достаточного пространства для финансирования государственных расходов по приемлемой стоимости ставит Украину в неравные условия со странами Центральной и Восточной Европы в контексте преодоления последствий кризиса.

На что обратить внимание при формулировании перспективной экономической политики.

Глобальный коронакризис, поставив перед нами ряд вызовов, создал также и новые возможности побороться за иностранные инвестиции. Избыток и дешевизна денег в мире, стимулированные ведущими центральными банками мира, упрощают привлечение капитала в страну, и мы должны этой возможностью воспользоваться. Однако, чтобы стать интересными международным и внутренним инвесторам, недостаточно просто сидеть и ждать.

Нашей задачей должно стать развитие внутреннего рынка, направленное на формирование платежеспособного внутреннего спроса и локализацию производства. Емкий внутренний рынок формирует надежный источник спроса и способствует привлечению инвестиций в реальный сектор.

В контексте поставленной задачи:

  • государственная структурная политика должна способствовать концентрации инвестиций в экономике, формировать институциональные предпосылки инвестиционного климата, дополняться здоровым протекционизмом, развивать механизмы для обеспечения доступности ресурсов инвестиционного развития (банковских кредитов, ресурсов небанковских финансовых учреждений, фискальных стимулов, международных инвестиций, сбережений населения, фондового рынка);
  • политика центрального банка должна уделять внимание развитию банковской системы как эффективного института финансового посредничества, в т. ч. путем внедрения инструментов стимулирования кредитной активности банков;
  • государственная фискальная политика должна способствовать снижению неравенства, эффективной аккумуляции сбережений в экономике и аллокации ресурсов на направлениях с высоким мультипликационным эффектом (включая развитие физической инфраструктуры).

В части создания благоприятного инвестиционного климата важно направить усилия на совершенствование законодательства по усилению защиты прав кредиторов и инвесторов, внедрение налоговых стимулов активизации инвестирования, реформирование естественных монополий, совершенствование антимонопольного законодательства и усиление институциональной способности Антимонопольного комитета, дерегуляцию предпринимательской деятельности, автоматизацию администрирования налогов и таможенных процедур.

В части развития инвестиционных механизмов государственных финансов стоит обратить внимание на вопросы совершенствования процедур предоставления государственных гарантий под инвестиционные проекты, фокусирование государственных программ поддержки кредитования на инвестиционных целях, развитие государственно-частного партнерства и концессий, повышение эффективности инвестиционного сотрудничества с международными финансовыми организациями, развитие инвестиционной специализации среди государственных банков.

Важной перспективной задачей должно быть налаживание эффективного взаимодействия между фискальной и монетарной политикой, составляющими которой должны быть вопросы обеспечения макроэкономической стабильности, эффективного функционирования института финансового посредничества, создание предпосылок для устойчивого экономического роста.

Формирование устойчивого внутреннего спроса будет обеспечивать стабильные доходы для производителей, ориентированных на внутренний рынок. Повышение их кредитоспособности будет способствовать снижению процентных ставок по банковским кредитам. Расширение банковского кредитования экономики повысит уровень ее монетизации и ее финансовую глубину. Емкий и диверсифицированный внутренний рынок заинтересует стратегических иностранных инвесторов.

Платежеспособный внутренний рынок и приемлемый уровень жизни населения сделают интересной экономику страны для иностранного инвестора. Создание предприятий с участием системного иностранного капитала с ориентацией на внутренний рынок, включая импортозамещение, будет вторым этапом стратегии развития конкурентоспособной экономики Украины.