Движение на красный свет. Опутает ли Украину сеть российских супермаркетов Mere

Новость о том, что мощный продуктовый ритейлер из России под брендом Mere зашел на украинский рынок, всколыхнула не только профессиональную среду, но и общество в целом. При этом далеко не все понимают, каковы его правовые и рыночные перспективы в Украине

Формат жесткого дискаунтера еще никогда не взлетал в Украине / merelithuania.com

Наступление на Украину

Сеть супермаркетов Mere (дочка российской сети "Светофор"), которая позиционируется как жесткий дискаунтер, вернулась в Украину. По сообщениям центральных и специализированных СМИ, магазины под вывеской сети уже есть в Никополе и Павлограде Днепропетровской области. Формально компания возобновила присутствие в нашей стране после того, как осенью прошлого года сделала "пробный выстрел" – ее супермаркет заработал в одном из ТЦ Николаева, однако был вынужден закрыться, как тогда поясняли, из-за трудностей с товарами.

Теперь же, по словам недавнего директора по развитию Mere в Украине Артема Хоменко, компания намерена до конца года запустить 40 супермаркетов в нашей стране, в частности в Днепропетровской и Киевской областях. А по информации Retailers.ua, российская сеть откроется в Белой Церкви, Черновцах и Николаеве.

Самое интересное, что планы по развитию Mere в Украине известны давно, и еще два месяца назад секретарь СНБО Алексей Данилов называл сами слухи об этом провокацией и твердо заявлял, что данная сеть не сможет работать в нашей стране. "Если, не дай Бог, какая-либо городская власть позволит этим ребятам работать, поверьте, у нас хватит понимания, что это делать невозможно… Если городская власть будет давать преференции российскому бизнесу, если речь идет о Николаеве, то к мэру и депутатам очень быстро будут применены меры, потому что без их разрешения этого сделать нельзя", – утверждал Данилов 15 июля.

Тем не менее Артем Хоменко уверяет, что Mere пока что не встречала реального противодействия со стороны властей.

Разберемся, действительно ли российская сеть не имеет права заходить на украинский рынок и есть ли возможности ее не пустить, а также попробуем спрогнозировать, что будет дальше. Но сначала уточним, с чем имеем дело. Ведь формат жесткого дискаунтера в продуктовом ритейле, можно сказать, в новинку для украинского рынка.

Что такое жесткий дискаунтер и нужен ли он украинцам

Сегодня на украинском рынке нет сетей жестких дискаунтеров. В этом легко убедиться. По классике магазины этого сегмента располагаются в не самых популярных местах и больше похожи на склады, продукция стоит на паллетах и в коробках, а покупатели там не просто сами выбирают товар, а нередко вынуждены его распаковывать. Ассортимент ограничен, поскольку закупается сразу большими партиями. Ну и с развитием технологий стали появляться торговые точки без кассиров (расплатиться можно с мобильного или на кассах самообслуживания). Словом, жесткие дискаунтеры – это магазины низких цен с максимально урезанными издержками на их работу.

Отметим, что крупнейший украинский ритейлер АТБ давно и сознательно отказался от формата жесткого дискаунтера "нулевых", наоборот, расширив ассортимент и добавив комфорта в значительную часть магазинов. Еще один проект Trash! от Fozzy Group, который в 2016 г. пытался занять данную нишу, полностью изменил концепцию уже через три года, после чего стал показывать лучшие финансовые результаты. Да и в кругу топ-менеджеров украинского ритейла преобладает мнение, что не стоит развивать сети на ограниченном ассортименте дешевых продуктов, а наоборот, нужно расширять и улучшать клиентский опыт. Считается, что это не просто особенность Украины, а мировая тенденция. Даже классическим жестким дискаунтерам – таким как немецкие сети Aldi и Lidl – пришлось смягчить концепцию, после того как обычные супермаркеты и магазины у дома стали отбирать у них долю на рынках многих стран Западной Европы.

Но все не так в России, где по итогам прошлого года сеть дискаунтеров "Светофор" Валентины Шнайдер и ее сыновей (напомним, она и заходит к нам под вывеской Mere) оказалась самой быстрорастущей на рынке. Компания с выручкой $2,5 млрд заняла седьмое место в списке крупнейших FMCG-ритейлеров страны. При этом в РФ наращивают обороты и другие сети жестких дискаунтеров. Интерес к такому формату местные эксперты поясняют просто: доходы населения падают, а цены растут. С 2017 г. российский "Светофор" начал экспансию на другие рынки, сперва в Беларусь и Казахстан (под тем же названием), а затем и в Германию, Латвию, Литву, Эстонию, Польшу и Сербию (под брендом Mere). Хотя именно в Евросоюзе его магазинов не очень много. В сети утверждают, что могут обеспечить цены на 20% ниже рыночных, впрочем, гурманам тут особо не разгуляться: в ассортименте не более 2000 товаров (80% из них – для ежедневного потребления).

Получается, что Украина, как минимум географически, оказалась на стыке двух тенденций: в ЕС даже классические дискаунтеры вынужденно смягчают свою политику, а в России, наоборот, массово открываются самые жесткие форматы магазинов низких цен. Наш рынок уже показал невосприимчивость к такого рода экспериментам. Однако если предположить, что "Светофор" пойдет напролом – получится ли у него все-таки приучить украинцев к Mere? Политико-правовой момент мы рассмотрим ниже, а сейчас остановимся на экономических перспективах российского дискаунтера захватить часть нашего продуктового ритейла.

По мнению экономиста Алексея Куща, для магазинов такого формата в Украине недостаточно базовых условий, в том числе большого количества городов с развитой промышленностью и бюджетным сектором, жители которых получают относительно низкие доходы. Причем эти люди, клиенты дискаунтеров, должны быть массово подключены к финансовым услугам (в России это сделали за счет госпрограмм стимулирования безналичных расчетов) и вынуждены совершать покупки в достаточно жестком регулятивном поле, в том числе с точки зрения финансового мониторинга.

"То есть это очень подходит для портфолио России, но не для портфолио Украины, где уровень развития финансовых услуг, если брать массовое применение, ниже чем в России, проникновение финуслуг в регионы слабее, очень высокий уровень теневой экономики, много людей самозанятых, заробитчан, которые работают с наличными средствами. Мелкие и средние города деградируют, промышленного и бюджетного секторов практически нет. Получается, у нас есть либо богатый Киев как моногород, и здесь живет прослойка людей, которым это [жесткие дискаунтеры, — "ДС"] будет неинтересно, либо очень бедная провинция, которая еще не привыкла к карточным продуктам и в основном использует наличные деньги", – пояснил Алексей Кущ.

Он обратил внимание, что в России жесткий дискаунтер идет вглубь регионов с большим количеством городских жителей, привязанных к стабильной работе с не очень высокими зарплатами. "А у нас я не представляю, чтобы, например, в Чернигове или Полтаве прижился жесткий дискаунтер", — подытожил эксперт.  

Не видит перспектив для такого ритейлера в нашей стране и директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей, экономист Алексей Дорошенко. "Формат дискаунтера никогда не взлетал в Украине, никогда не пользовался спросом, украинцы любят все-таки прийти в магазин, где более-менее все выложено", – отметил он.

Эксперт напомнил, что одной из первых, кто экспериментировал в этой нише еще в нулевых годах, была Fozzy Group, однако потом она пошла в совсем другие форматы, а после того как в 2016 –2019 гг. не взлетел Trash!, компания занялась развитием сети магазинов у дома. "Они решили, что такой формат значительно лучше, чем другие, потому что сегодня средний чек очень низкий, а это означает, что люди преимущественно покупают около дома", – пояснил Алексей Дорошенко.

Еще один аспект темы в том, что любому иностранному игроку будет очень сложно пробиться на наш рынок. "Сюда заходило много европейских компаний, компаний с мировым именем, с европейским, российским именем, которые нормально делали бизнес, в том числе в России, однако – никого не осталось. Потому что бизнес очень тяжелый, он очень конкурентный, потому что маржа с учетом всех затрат на самом деле очень низкая", – констатировал экономист.

Таким образом, наши эксперты единодушны в том, что российскому дискаунтеру Mere вряд ли удастся закрепиться на украинском рынке даже по чисто экономическим причинам.

Но вход свободен…

Остается вопрос: не слишком ли мы увлеклись разбором экономических перспектив российского дискаунтера? Возможно, помня заявление главы СНБО Алексея Данилова, местные власти вскоре заблокируют торговую сеть из страны-агрессора? Но нет, для этого просто не существует правовой базы.

"На сегодняшний день нет никаких оснований для запрета российскому ритейлеру выйти на украинский рынок. И местные власти на сегодняшний день не имеют никакого механизма влияния на то, кто будет работать на том или ином рынке", – констатировал директор юридической консалтинговой компании "Де-Юре" Григорий Трипульский.

Он добавил, что российскому ритейлеру можно было бы запретить заходить в Украину, если бы СНБО своим решением внес его в санкционный список, но так как этого не произошло, то и заявление Данилова "абсолютно популистическое".

Согласен с коллегой и директор адвокатского объединения "Ассирия" Алексей Савчук, который тоже не увидел собственников указанной торговой сети в списке подсанкционных лиц, а их бизнесов – в перечне введенных Украиной санкций. "Центральная власть реагирует на сообщения в СМИ и социальных сетях и пытается показать обществу, что контролирует ситуацию", – заключил он.

Более того, по словам Алексея Савчука, действующее законодательство не позволяет применять какое-либо наказание (или, словами Данилова, – "принимать меры") к мэрам и депутатам местных советов, если те каким-либо образом "разрешат" открыться магазинам Mere. "Местные органы власти – коллегиальные органы, и если не будет доказано коррупционных преступлений, то и ответственность может быть только политической", – уточнил юрист.

Ситуация выглядит так, что российский дискаунтер может попытаться "раскинуть сети" в Украине, но, скорее всего, надолго у нас не задержится: его выдавит рынок, а не власть.