Старик и Куба. Зачем Трамп обобрал нищих кубинцев

Богатый кубинец свергнет Кастро, считал Обама. Бедный и злой кубинец – вот оружие против диктатуры, уверен Трамп
Фото: RNS.online

Когда речь заходит о Кубе, в сознании украинца всплывают приятные образы - солнце, океан, ром, сигары, скатанные вручную на роскошных бедрах темнокожих туземок. Хемингуэй, пишущий "Старик и море". Остров свободы. Кто-то вспомнит Карибский кризис: операцию "Анадырь" и первые советские ядерные ракеты, установленные вне территории СССР. Мир на гране ядерной войны. Упомянут и кубинскую медицину. 

Издалека Куба видится вполне нормальной страной. Не без своих недостатков, но и не без преимуществ.

Средняя продолжительность жизни кубинцев, по данным ВОЗ, составляет 77 лет для мужчин и 81 год для женщин. Государственные медицинские расходы составляют $2475 на душу населения в год. Для сравнения: аналогичные данные по Украине - 66/76 лет и $584 на одного украинца.

До 2005 г. на Кубе побывало более 20 тыс. чернобыльских детей - Куба приняла государственную программу "Дети Чернобыля" еще в 1990 г. В Украине аналогичная программа была принята только через семь лет - в 1997 г. Другие страны предлагали украинским детям общее оздоровление и социальную реабилитацию, кубинская программа была исключительно медицинской - комплексное обследование и лечение.

На бумаге кубинская медицина считается одной из лучших в мире. В стране самый высокий показатель количества врачей на душу населения - 1 к 138. Девять из 10 лучших ортопедов мира, по данным ВОЗ, живут и работают на Кубе. Миссии кубинских врачей направляются в кризисные точки по всему миру - более 50 тыс. медперсонала работают в 66 странах мира. Куба стала лидером по борьбе с эболой в Западной Африке. Кубинская государственная система медицинского реагирования на кризисные ситуации работает по типу "Врачей без границ" - по окончанию обучения доктору предоставляется возможность принять участие в программе, в рамках которой его могут вызвать на медицинскую миссию, такую как эпидемия эболы или помощь при стихийном бедствии. Эти программы рассчитаны на один-два года, и персонал проходит серьезную подготовку не только по лечению специфической болезни, но и изучает историю и культуру региона назначения.

"Кубинский медицинский интернационализм", как называют феномен участия в международных миссиях кубинский медперсонал, - это также и валюта диктаторского режима Кастро, за которую он пытается купить благосклонное к себе отношение остального мира.  Но ценность этой валюты относительна: чем ближе к самой Кубе, тем меньше она стоит. 

Не забудем, не простим

"Мы продолжим борьбу за свои права, понимая, что наш долг - обрести свободу, но мы не можем сделать это в одиночку. Это также долг всех людей мира, которым дорога свобода", - такое письмо получил Дональд Трамп от лидера крупнейшей кубинской диссидентской группы Damasde Blanco. Это случилось на следующий день после его выступления в Майами, где президент США отменил ряд послаблений, принятых в отношении режима Кастро предыдущей администрацией, и пообещал, что "...с Божьей помощью Куба скоро станет свободной страной".

Ограничения будут применены к деловым транзакциям, финансовую выгоду от которых получают кубинские военные и разведывательные службы, детализируют помощники Трампа, добавляя, что "...некоторые американские авиалинии и круизные лайнеры все еще смогут совершать рейсы на остров".

Критики новой американской политики утверждают, что финансовые ограничения помешают сделать Кубу свободной страной.А вот обмен туристами может способствовать правительственному перевороту в Гаване. Берта Солер, лидер DamasdeBlanco, напоминает тем, кто подсчитывает, сколько долларов могла бы получить экономика США, торгуя с кубинскими военными, о том, что на самом деле стоит на кону: "В эти дни, когда большая часть мира отвечает гробовым молчанием на преследования, незаконные задержания, избиения, обыски жилищ и грабежи мирных оппонентов, борцов за права человека и беспомощных женщин, ваши слова ободрения как нельзя кстати", - благодарит Трампа диссидентка Солер.

У Дональда Трампа железные аргументы не идти на сближение с Кубой.

 "Почти шесть десятилетий кубинский народ страдал под коммунистическим гнетом. По сей день Кубой правят те, кто убил сотни тысяч собственных граждан, кто надеялся распространить свою репрессивную упадническую идеологию по всему земному шару, кто однажды пытался установить вражеское ядерное оружие в 90 милях от наших берегов", - напоминает президент США. Режим Кастро поставлял оружие Северной Корее и подогревал хаос в Венесуэле. Пока невиновные томятся в застенках, он дает убежище убийцам полицейских, угонщикам самолетов и террористам. Он поддерживал торговлю людьми, принудительный труд и эксплуатацию во всех частях мира. "Это простая правда о режиме Кастро. Моя администрация не будет скрываться от него, не станет его прославлять и не простит. Мы знаем, что происходит, и мы помним, что происходило", - обещал Трамп.

Среди условий для снятия ограничений Дональд Трамп назвал освобождение политзаключенных, право на общественные собрания и проведение демократических выборов. В ответ кубинское правительство заявило, что "Революцию не сломить".

Бен Родс, архитектор программы либерализации отношений с диктатом Кастро, считает, что в плачевном состоянии Кубы виновато эмбарго, а не коммунистический режим. "Да, кубинское правительство тоже частично виновно, - пишет Родс в TheAtlantic, - но существуют дюжины авторитарных правительств; мы не применяем эмбарго к Китаю или Вьетнаму, Казахстану или Египту".

"Как инструмент продвижения демократии эмбарго потерпело неудачу. Может ли кто-то сказать, что кубинская политика Трампа мотивирована его преданностью правам человека?" - намекает Бен Родс на то, что Куба стала заложником предвыборных обещаний Трампа.

Для того чтобы выиграть Флориду - один из ключевых штатов, президент пообещал политически активной и мощной в этом штате кубинской диаспоре отменить послабления, принятые его предшественником. Американцы кубинского происхождения, как и диссиденты Острова свободы, не желают отмены эмбарго - они не готовы обменять надежду свергнуть режим на американский туристический доллар.

Беги или умри

Фабри Сильва вырос на Кубе и в 22 года бежал в США, где живет уже более 10 лет. Он регулярно посещает родину и поддерживает связь с немногими приятелями, оставшимися на острове, - большинство его друзей покинули страну. "Правительство утверждает, что Куба - это социалистическая страна, пытающаяся достичь коммунистических идеалов. В реальности эти понятия давно утратили смысл в повседневной жизни кубинцев. С начала 90-х большинство кубинцев просто стараются выжить. У них нет ни ресурсов, ни надежды. Нет времени обдумывать, как и почему они живут так, как живут", - говорит Сильва. Кубинцы могли лишь соглашаться с линией партии, и на каком-то этапе их перестала волновать политика вообще. "Правительство ужасно" или "только бы не Кастро" - стандартные фразы, но за ними больше нет реального смысла", - утверждает Фабри Сильва, представитель поколения, чьим девизом стало: "Беги или умри".

Шесть десятилетий кубинцы бегут на плотах и лодках, на которых легче проскочить мимо морских патрулей.

Само по себе путешествие опасно, и не всем удается выжить. Исполнительный директор Cuba Archive, мемориального сообщества жертв режима Кастро, рассказывает, что никто не знает истинное количество погибших при побеге, как неизвестно и скольких из пропавших беглецов поглотила стихия, а сколько были застрелены кубинскими патрулями при обнаружении. Избежать нужно и столкновения с береговой охраной США. Но прошедшим этот путь всегда была обещана награда.

В 60-х президент Линдон Б. Джонсон заложил в основу отношения к кубинским иммигрантам принцип "открытых дверей": принимали всех. В начале 90-х администрация Буша изменила его на принцип "сухих ног, мокрых ног" (wetfoot, dryfoot") - если ты успел ступить на американскую землю - получаешь статус беженца, если тебя словили на море - будешь депортирован обратно в Кубу.

Официально кубинские власти пожурят беглеца и отпустят с миром, но штамп останется. Того же, у кого ранее были проблемы с военными, ждала тюрьма, рассказал Иван Пикон, глава сообщества Barseros Cubanos (кубинских владельцев плотов). "Те, кто не работает на кубинское правительство, хотят покинуть страну. По политическим или экономическим причинам большинство кубинцев хотят иммигрировать", - утверждает Пикон.

В последнее десятилетие количество беглецов увеличилось почти втрое. Если в 2009-2012 гг. отдел внутренней безопасности США регистрировал около 20 тыс. новоприбывших кубинцев, то в 2013 г. их зарегистрировано свыше 30 тыс., в 2016 г. - более 56 тыс. Столь массовый побег связывали с опасениям, что правительство Обамы отменит иммиграционные льготы. В частности, до последнего времени действовало смягченное эмиграционное законодательство, которое давало кубинцам возможность получить грин-карту уже через год после прибытия.

И иммиграционные льготы отменили. В январе 2017 г. Барак Обама положил конец принципу "мокрых ног, сухих ног", поставив кубинских иммигрантов в общую очередь на получение гражданства. Но все было обставлено красиво: Обама с семьей отправился на Кубу, где даже "пускал волну" на трибуне стадиона с Раулем Кастро во время бейсбольного матча.

Жилищный вопрос по-кубински

Политика предыдущей администрации США по отношению к Кубе строилась на убеждении, что чем богаче отдельно взятый кубинец, тем активнее он будет противостоять местному режиму, защищая свое нажитое добро. Поэтому Обама расширил категорию лиц, которым можно пересылать деньги на Кубу, что давало дополнительно $300-500 млн в год денежных переводов на остров.

Вторым шагом была активизация туризма. Сдача туристам в аренду своего жилья - это чуть ли не единственный легальный способ заработать кубинцу дополнительный песо. И это право выстрадано кубинцами годами.

После прихода к власти правительство Фиделя Кастро приняло закон о городской реформе, чтобы избежать массовых выселений и снизить арендную плату. Городская земля не была национализирована. По закону частные собственники вынуждены были продавать землю по низкой цене тем, кто готов был на этой земле строить. Закон также превратил половину населения, арендовавшего жилье в городской местности, во владельцев этого жилья, и многие получили долгосрочные безоплатные контракты на аренду. Городские жители получили возможность арендовать правительственное жилье за плату, не превышавшую 10% дохода домохозяйства, с получением права собственности через 5-20 лет аренды. Был наложен запрет на сдачу жилья, и одно домохозяйство имело право владения одной городской квартирой и одной дачей.

Когда в 1962 г. ужесточение санкций США привело к почти полному эмбарго Кубы, обновление и расширение жилищного фонда стало затруднительным - не хватало стройматериалов. Государство частично переложило проблему на плечи местного населения- организовывались программы самопомощи и взаимопомощи.

В 70-х прошла волна создания строительных бригад на предприятиях: одни рабочие строили дома, другие - выполняли за них производственный план.

И те, и другие делали дополнительную работу бесплатно.

В 80-е г. была проведена еще одна реформа - ответственность за жилищные условия несут сами жильцы. К чему это привело, рассказывают очевидцы: многие дома, особенно в Гаване, находятся в аварийном состоянии - практически разваливаются на части. Сквозь некоторые из них растут деревья, а жильцы вынуждены ютиться на балконах.
Развал СССР и социалистического блока нанес существенный ущерб кубинской экономике - ВВП страны сократилось на 35%. Это вынудило кубинское правительство обратиться к туризму и открыть свой рынок - ему нужно было возместить потерю финансовых средств, которые обеспечивались Советским Союзом.

Иностранным фирмам позволили участвовать в совместном бизнесе с кубинским правительством, а иностранные граждане получили возможность покупать дома на Кубе. А главное, кубинцам позволили сдавать в аренду комнаты другим кубинцам и туристам - не более двух комнат на одно домохозяйство. В этих условиях ждать, когда кубинцы обогатятся за счет туристов, не было смысла, посчитали в администрации Трампа и отменили все послабления для Кубы, принятые предыдущей администрацией. Нынешнее ужесточение, в частности, обязует американских туристов ездить группами и, соответственно, жить и питаться в правительственных отелях, что сильно ударит по частному туризму.

Кому на Кубе жить хорошо

Кубинские врачи, фармацевты, юристы, учителя, клерки получают около $20-30 в месяц. Даже украинцам покажется, что это не так уж много, но на Кубе все оплачено правительством - медицина, образование, жилье. Базовые продукты выдаются в пайках или очень дешевые. Только вот на Кубе военное правительство решает, что является базовым и дешевым, а что кубинцам не нужно вообще. Например, такая мелочь, как спрей от москитов.

Сезон дождей и сопутствующих им москитов на острове длится с апреля по ноябрь. Кубинские москиты практически безобидны и переносят только две болезни - лихорадку денге и вирус чикунгуньи. По решению властей инсектицид не входит в набор товаров первой необходимости. В США такой спрей стоит около $10, столько же за него возьмут и на Кубе - это составляет треть месячной зарплаты госслужащего, т. е. для него это предмет роскоши.

Это вряд ли понимают те, кто готов иммигрировать на Кубу -пенсионеры из Испании и Франции. Их привлекает "кубинский стиль жизни" - медленный и размеренный, без излишеств.

Конечно же, у европейских пенсионеров есть накопления, которые позволяют им чувствовать себя вольготно в нищей Кубе. Благо черный рынок там процветает, и они вполне могут покупать то, что не доступно местному населению. В частности, спрей от москитов, который поможет им выгодно отличаться от покусанных насекомыми больных чикунгуньей коренных жителей "Острова свободы".