В мире об экономике. Инвестиционный магнит Европы, военная хитрость Китая и цифровые двойники в Сингапуре

Пять тем, которые мы не могли пропустить

Франция привлекает инвестиции, Китай наращивает боевую мощь, Сингапур испытывает генеративный ИИ в умном городе

В каждой стране своя информационная атмосфера. И в местных новостных лентах неизбежно теряются события, идеи, лайфхаки со всего мира, которые могли бы заинтересовать читателей делового СМИ. Мы снова выбрали несколько зарубежных публикаций последних дней и приводим их в пересказах на одной странице — самую суть.

Макрономика: Франция как европейский магнит для инвестиций

Франция набирает вес на континенте. Мы это понимаем по заявлениям ее президента Эммануэля Макрона о поддержке Украины вплоть до возможной отправки войск, которые резко отличаются от чересчур осторожной политики Германии, еще одного центра силы в Евросоюзе. Однако, это еще не все. Несмотря на то, что у немцев самая большая в Европе экономика, французы, похоже, собираются догонять их и на этом направлении.

По крайней мере, вот одна важная тенденция. Согласно свежему исследованию аудит-консалтинговой компании E&Y, именно Франция в прошлом году была наиболее популярной у иностранных инвесторов страной на европейском континенте. И это происходит уже пятый год подряд!

В прошлом году во Франции были профинансированы 1194 проекта за счет зарубежного капитала. И хотя это меньше на 5%, чем годом ранее (следует учесть тяжелые для Европы времена), у ближайших конкурентов — Великобритании и Германии — количество соответствующих проектов сократилось на 6% и 12% соответственно.

www.euronews.com

"Навыки, инфраструктура и рынок являются основой привлекательности Франции", — говорится в отчете E&Y. Аналитики связывают успех страны с реформами Макрона, который упростил создание компаний и добился изменений в трудовое законодательство. В аудиторской компании считают, что местная правовая и регуляторная среда больше не есть основным препятствием для инвестиций.

Следует добавить, что главные конкуренты за иностранные капиталы держатся близко к Франции. Так, хотя Британия как страна уступает лидеру, именно Лондон был назван лучшим европейским регионом для иностранных инвестиций.

Наконец, обостряется конкуренция и за капиталы из-за Атлантики. В прошлом году количество европейских проектов, профинансированных за счет американских денег, составило 1058, что на 15% меньше по сравнению с предыдущим годом и на 29% меньше против 2019 г. А почему? Потому что США взялись поддерживать своего производителя. E&Y связывает переориентацию американских инвесторов на внутренние проекты с законом о снижении инфляции — об этом и других аспектах промышленной политики администрации Джо Байден мы писали в одном из прошлых выпусков.

Не до праздника: европейские работники теряют права

Не только инвестиции и капитал имеют значение. Экономику государств можно оценивать и с точки зрения работников. Есть повод поговорить об этом. На уходящей неделе мир отмечал День труда (Labour Day), традиция которого восходит к протестам чикагских рабочих конца XIX и не привязана к "советскому наследию", как иногда можно услышать в Украине. В прошлом году мы писали, почему этот праздник приобрел новую актуальность в современном мире. А теперь приведем свежую публикацию Europian Correspondent – журналисты визуализировали данные Международной конфедерации профсоюзов (ITUC) о нарушении прав наемных работников в Европе:

Следовательно, тенденция к ухудшению трудовых прав продолжается: в 2023 г. во многих странах происходили неоднократные нарушения, такие как разгром профсоюзов. А рост занятости на платформах типа Uber или Deliveroo подрывает практику коллективных переговоров по условиям труда.

В Беларуси и Турции вообще худшие показатели не только в Европе, но и во всем мире. Все из-за практики целенаправленных арестов профсоюзных активистов, подавления забастовок, а также систематического разгона профсоюзов.

Вывод неутешителен: многие европейские работники пока что не имеют повода для празднования.

Стоит добавить, что данных об Украине здесь не приводится — понятно, что во время горячей фазы войны они просто не будут отражать долгосрочные тенденции (впрочем, противоречивое ограничение прав работников у нас произошло с начала полномасштабного вторжения, о чем мы также писали в вышеупомянутом материале).

Китай догоняет США по военным расходам

Как сравнить военные расходы США и Китая? Казалось бы — посмотреть на официальную статистику: США в 2022 г. отчитались о $742,2 млрд, а Китай — о $219 млрд. На графике ниже показано, как выделяются такие вложения в оборону в глобальном масштабе (Украина, кстати, на 11 месте с $44 млрд). Но не все так просто. Как видим, размер китайского военного бюджета кратно возрастает на оценках Разведывательного сообщества США — до $700 млрд и Американского института предпринимательства — до $711 млрд.

Военные расходы по странам, $ млрд

www.aei.org

Свежее исследование этого института (из которого и взята инфографика) доказывает, что заявленные официально оборонные расходы Китая не отражают реального положения дел по меньшей мере из-за двух факторов:

  • Экономического. В Китае в разы ниже цены и оплата труда. Следовательно, за ту же сумму можно произвести больше оружия и амуниции и удерживать больше военных. В конце концов нас же интересует не сколько денег было номинально выделено, а насколько мощными стали армии.
  • Политического. Пекин просто скрывает часть военных расходов. В частности, он так не классифицирует финансирование Народной вооруженной полиции, береговой охраны или космических сил.

Структура военных расходов США и Китая с поправкой на экономические и политические отличия, $ млрд

www.aei.org

В исследовании есть еще один важный вывод. Почти равные расходы — на руку Пекину. Ведь США должны балансировать между конкурирующими приоритетами в Индо-Тихоокеанском регионе и во многих других местах, распыляя свой бюджет на несколько реальных или потенциальных театров боевых действий. "Между тем, каждый юань, который Китай инвестирует в свою армию, непосредственно укрепляет его региональную боевую мощь в Азии", — констатируют в Американском институте предпринимательства.

Генеративный ИИ сделает города еще умнее

Уже никого не удивишь концепцией умных городов (smart сity) — это когда цифровые технологии внедряются во все городские функции, чтобы ресурсы использовались оптимально, а жители радовались лучшим сервисам. Есть глобальные рейтинги умных городов, а их элементы создаются и в Украине, в частности в Киеве. Однако со стремительным развитием генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) открываются новые возможности и в этой сфере. Директор отдела разумных районов корпорации JTC Джеймс Тан рассказал азиатскому изданию GovInsider, каких новаций стоить ожидать в будущем, по крайней мере в Сингапуре, где работает его компания.

Это может быть приложение в форме персонального компаньона, который будет ориентировать пользователя по городу — куда пойти, что делать, где припарковаться и т.д. (кстати, похожий проект — с большой языковой моделью ChatGPT в роли гида — уже реализуется в Дублине).

Приложения с ГИИ могут стать рабочим инструментом для менеджеров и работников на предприятиях. Здесь вырисовывается целая картина нового рабочего процесса. На передовых предприятиях (такие примеры уже есть и в Украине) создают цифровые двойники производств. Это 3D-копия настоящих мощностей, сформированная на базе информации, которая оперативно передается с установленных повсюду датчиков. Такая технология позволяет в реальном времени проводить профилактическое обслуживание и моделировать загрузку оборудования и т.д. Когда же большая языковая модель интегрируется в цифрового двойника, менеджерам не нужно будет "перемещаться по целому ряду интерфейсов", объясняет Тан. Например, они смогут просто "спросить платформу", какой лифт нуждается в обслуживании и какова вероятность его поломки… Собственно это касается не только менеджеров, которые сморят за производствами. "ИИ, с которым нужно просто поговорить, сможет подать заявление на отпуск, забронировать комнату для переговоров, составить что-то для вас и улучшить ваш рабочий процесс".

Генеративный ИИ может помочь архитекторам выявлять структурные проблемы на строительстве и обеспечивать соответствие проектов нормам и правилам. А менеджерам по управлению недвижимостью он упростит оценку структурной целостности зданий в долгосрочной перспективе.

В долгосрочной перспективе госучреждения смогут создать персональных помощников с ГИИ, которые будут помогать гражданам платить налоги, подавать заявки на жилье и получать парковочные талоны. Кстати, один из таких проектов — Bürokratt — сейчас реализуется в Эстонии, это виртуальный ассистент на базе ИИ, которого граждане могут использовать для доступа к цифровым услугам.

Компания, которую представляет Тан, планирует с помощью генеративного ИИ создать даже цифрового двойника целого района. В этой разумной экосистеме можно будет запускать симуляции будущих застроек, развертывать смарт-сервисы, тестировать новые реалии, например автономные транспортные средства, а данные и предиктивная аналитика в целом помогут улучшить повседневную жизнь.

Банкротство и процветание: удивительная экономика шведского стола

Как известно, некоторые заведения питания полагаются на модель шведского стола: плати фиксированную цену — ешь сколько захочешь. Но одни такие рестораны банкротятся, потому что клиенты массово набрасываются на "безлимитные" продукты, а другие, напротив, процветают. В чем дело, выяснил бизнес-колумнист Financial Times Джон Гапер.

Так, американская сеть Red Lobster попала в затруднение, из-за того, что клиенты разметали "безлимитных лобстеров", а вот люксовые заведения типа Les Grands Buffets в Нарбоне или Caesars Palace в Лас-Вегасе чувствуют себя очень хорошо, хотя предлагают роскошные банкеты с неограниченными порциями фуа-гра, устриц и шампанского.

Автор приводит несколько пояснений. Во-первых, сейчас якобы наступил период так называемой К-экономики: бедные беднеют, богатые богатеют. Тогда понятно, почему очень состоятельные люди охотно платят высокую цену за входной билет на роскошные банкеты. Во-вторых, такая цена помогает покрыть расходы люксовых ресторанов на клиентов, которые захотят наесться до отвала. Ну, и наконец богатые посетители, как правило, не сосредоточены на том, чтобы извлечь выгоду — то есть потребить на больше денег, чем заплатили.

В массовом сегменте все наоборот, особенно когда речь идет об акциях на конкретное блюдо. Такое выгодное предложение непременно привлечет многих клиентов, которые любят именно это блюдо и собираются вдоволь наесться. Однако все же можно дать совет для массовых ресторанов: делать шведские столы не из крабов, а из какой-то дешевой нарезки — это привлечет тот сегмент покупателей, который спускается по нисходящему штриху К-экономики. В таком случае ресторан не будет тратиться на ненасытных любителей дорогого продукта, но сможет заработать за счет большого объема продаж.

Итак, бизнес-модель "шведский стол" может работать в разных сегментах, но требует тщательной калибровки.