"Днепропетровские" при власти. Когда Зеленский станет нашим Брежневым

Брежнев, Щербицкий, Кучма, Тимошенко, Коломойский, Пинчук, Лазаренко, Зеленский… Всех этих людей объединяет "днепропетровская" школа
Фото: nashiua.info

По данным опроса группы "Рейтинг", украинцы назвали лучшим президентом страны Леонида Кучму, вторым идет Владимир Зеленский. Если бы социологи спросили у граждан, кто был лучшим руководителем СССР и советской Украины, то на первых местах оказались бы тоже Леонид и Владимир - Брежнев и Щербицкий. Всех этих людей объединяет непосредственное отношение к Днепропетровщине.

Зеленский из Кривого Рога. Брежнев родился в Каменском, значительную часть жизни жил и работал в родном городе, а также в бывшем Днепропетровске, несколько лет возглавлял Днепропетровский обком. Владимир Щербицкий, руководивший УССР с 1972 по 1989 гг., родился в Верхнеднепровске, также возглавлял Днепропетровский обком и, по некоторым свидетельствам, именно его Брежнев видел своим преемником. По другим свидетельствам, высшее руководство КПСС отказывалось отдать бразды правления украинцу, пусть и верному ленинцу. Кучма родился не на Днепропетровщине, но как руководитель и политик прошел становление в Днепре.

В современной украинской политике и в крупном бизнесе много "днепропетровских" - Игорь Коломойський, Геннадий Боголюбов, Виктор Пинчук, Павел Лазаренко, Юлия Тимошенко, Александр Турчинов и так далее. Их восхождение к славе и деньгам произошло, конечно же, не потому, что они какие-то особенные, избранные, а, как нам кажется, благодаря одной интересной особенности "днепропетровской школы" - чрезвычайной гибкости, особенно в вопросах идеологии.

Какая гибкость могла быть в СССР? Внимательно присмотритесь к пути Брежнева на должность генсека. В документах разного периода он записан то русским, то украинцем, на днях в соцсетях постили фото Брежнева в вышиванке, когда он работал в Казахстане. Но время его правления - это не только так называемый "развитой социализм", когда в СССР удалось достичь относительной экономической стабильности, а и репрессии против инакомыслящих, особенно сильно они зацепили родную Брежневу Украину. То же можно сказать и о Щербицком: с одной стороны, при нем в УССР много издавалось книг и журналов на украинском языке, но книги эти были идеологически "правильными", а авторы идеологически "неправильных" произведений сидели в лагерях. Щербицкий много сделал для подъема киевского "Динамо" на вершины славы, помогал развитию спорта в республике, то есть патриотизм у него был, но местечковый, а не государственнический. Проще говоря - "какая разница, как называется улица, если она осветлена и заасфальтирована". В те времена это действительно работало.

Давайте вспомним Кучму. Его избрали президентом в первый раз на лозунгах возрождения промышленности, особенно в юго-восточных регионах, он обещал государственный статус русскому языку, дружбу с Россией. А баллотируясь на второй срок, Кучма уже апеллировал к национальному сознанию избирателя, потому что надо было обыграть коммуниста Петра Симоненко.

Очень показательно действовали "днепропетровские" в 2014 году, когда Кремль разворачивал на нашей территории свою "русскую весну". Игорь Коломойский и тогдашнее его окружение жестко пресекли сепаратизм в регионе, чем сделали большую услугу Украине. Но только ли патриотические порывы двигали этими ребятами? Скорее, бизнес-мотивы, потому что проект "Новороссия" грозил разрушить все, нажитое непосильным трудом. Но прошло 5 лет, и что сегодня говорит днепровский олигарх? Он говорит о гражданском конфликте в Украине и о необходимости восстановления отношений с Россией.

Гибкость "днепропетровских" можно увидеть и на примере Юлии Тимошенко, которая за 20 с лишним лет в политике меняла идеологию и политических партнеров множество раз. от союза с Ющенко до "ширки" с Януковичем. От готовности подставить Зеленскому плечо до ухода в оппозицию к оному.

Как относиться к подобному флюгерству? Известно, что в Украине есть две условные крайности - проукраинская и прозападная Галичина и пророссийский Донбасс. И есть Приднепровье, наиболее активной частью которого остается Днепропетровщина. Бытует мнение, что жители центральных регионов в своих оценках политической ситуации становятся поочередно то на сторону одной, то другой крайности. Также поступают и политики, воспитывавшиеся в этих регионах. То есть они, как хамелеоны, сегодня могут быть националистами, а завтра - умеренными русофилами. Как Брежнев: то украинец, то русский. Как Зеленский: то в качестве кандидата в президенты обещает пересмотреть закон о государственном языке, то в качестве президента делать это уже отказывается. Надолго ли?

Гибкость "днепропетровских" - это не плохо и не хорошо, это просто данность, но учитывать такую особенность этой региональной элиты стоит. Особенно тем политикам, кто хочет предложить обществу какую-то альтернативу Зеленскому. Ведь, напомним, Кучма собирался и на третий президентский срок, и не факт, что он бы выборы проиграл. Так что когда сегодня Зеленский намекает на второй, то надо понимать, что это история с продолжением. Был бы рейтинг...