Александр Рязанов: "Украина и РФ рискуют потерять экспорт газа"

Через два месяца, 1 декабря, должно состояться собрание акционеров ООО "Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы" (МКУРГС), на котором будет показана реальная динамика развития украинских магистральных газопроводов. С просьбой разъяснить актуальность решений, готовящихся к заседанию консорциума, "ДС" обратилась к заместителю председателя правления ОАО "Газпром" Александру Рязанову.

Александр Николаевич, как в настоящее время проходят переговоры о создании консорциума?

— Я считаю, что все идет по графику, составленному в середине сентября на совете директоров "Газпрома", на котором был утвержден новый план работ. Согласно ему до 1 декабря должно быть выполнено решение собрания учредителей консорциума о подготовке ТЭО строительства нового газопровода Новопсков — Ужгород, а также проведено изучение украинского законодательства. Может быть, мы даже подготовим возможные предложения о внесении изменений в украинское законодательство о концессиях. Поскольку считаем, что нельзя приходить в Украину с инвестициями для одного газопровода, игнорируя при этом потребности всей украинской сети магистральных газопроводов.

Как вы оцениваете готовность украинской стороны к внесению изменений в закон о концессиях?

— Я не могу и не имею права прогнозировать реакцию законодателей. Мы всегда считали, что с парламентом непросто работать. Иногда журналисты подают дело таким образом, что мы, создавая консорциум, якобы подрываем геополитические интересы Украины. Я, например, считаю, что напротив — мы даем многое для развития украинской газотранспортной сети. В том числе в направлении увеличения платежей в госбюджет Украины.

Какой объем инвестиций консорциум планирует направить в Украину?

— Точную сумму покажет детальное изучение ТЭО нового газопровода. Сегодня его строительство оценивается в пределах $1,6–$2,2 миллиарда. По предварительному ТЭО, новый газопровод окупится в течение 10 лет. Мы считаем, что мощности нового газопровода должны быть 28 миллиардов кубических метров в год. Финансирование проекта должно осуществляться не из бюджета НАК "Нафтогаз України" и "Газпрома", а за счет проектного финансирования. Из бюджетов компаний может быть вложено в проект не более 20% от его стоимости. Условием привлечения кредитов должны стать контракты, с одной стороны, между "Газпромом" и НАКом, с другой — между нашими покупателями за рубежом. Мы думаем, что в рамках нового проекта можно будет это сделать. Кроме нового проекта, мы просчитываем сумму инвестиций, необходимых для модернизации всей украинской системы магистральных газопроводов.

Как вы оцениваете состояние украинской газотранспортной сети?

— Мы его оцениваем между "удовлетворительно" и "хорошо". Но НАК не может самостоятельно инвестировать средства в развитие и поддержание системы. Вы же понимаете, что сегодня у отвечающей за эксплуатацию магистральных газопроводов НАК "Нафтогаз України" забираются большие деньги в госбюджет. Это порядка 30% доходной части госбюджета Украины, в результате чего НАК является одним из крупнейших налогоплательщиков страны. Более того, в Украине для газовой отрасли есть специальные платежи, такие, например, как рента, которые не позволяют сегодня "Нафтогазу України" инвестировать достаточно собственных средств на свое развитие. И мы этим обеспокоены.

Украина наращивает экспорт газа. Как был достигнут компромисс?

— У руководства НАКа грамотные люди. Мы не ломаем друг другу рынки, условились, что экспортные поставки Украины надо направлять через единый канал — "Газэкспорт". Ни у кого нет таких цен, как у "Газэкспорта", и долгосрочных контрактов на хороших условиях.

Украина сегодня имеет свою долю экспорта. Но может случиться так, что скоро ни мы, ни вы не сможем экспортировать газ с учетом роста его потребления на европейских рынках. Потому что ваша газотранспортная система этого просто не пропустит. Уже есть проблемы с транзитом газа на участке газопровода Торжок — Долина в связи с нехваткой его мощностей, и эту проблему надо решать даже более срочно, чем строительство нового газопровода Новопсков—Ужгород.

Украина и РФ рискуют потерять экспортные объемы? Но в середине сентября НАК презентовал в Долине новую компрессорную станцию с удвоенной мощностью…

— Да, тогда мы занимались этим проектом, и наша экспертная группа его изучала. По итогам ее работы были сделаны заключения о том, что мощность Долины ограничена. Даже если мы из Торжка подведем газ, необходимой мощности не хватит. Трубу надо строить. Около 200 километров, а это $200 миллионов. И причем начинать надо срочно.

Вы оптимистически смотрите на готовящееся заседание 1 декабря?

— Законодательство никто не изменит до 1 декабря. Мы разработаем бизнес-план и начнем работу над новой трубой. На условиях 50 на 50, Украина и Россия. Из $1,6 миллиарда общих расходов по $160 миллионов должны вложить "Газпром" и "Нафтогаз України". "Газпром" эти $160 миллионов найдет, я вас уверяю. И 80% остальных денег сможет привлечь на рынке внешних заимствований. Но никаких займов не может быть без ТЭО.

А какую сумму "Газпром" уже привлек под экспортные контракты?

— Сегодня у нас $13 миллиардов кредитов. "Газпром" намерен изменить структуру своего кредитного портфеля и уйти от привлечения краткосрочных кредитов в пользу долгосрочных. До конца года мы намерены сократить наш кредитный портфель за счет погашения краткосрочных кредитов до $11 миллиардов. В целом он на таком уровне и будет сохраняться. Для развития и поддержания газотранспортных мощностей "Газпром" планирует привлечь долгосрочный кредит на сумму около $3 миллиардов. В начале сентября мы впервые привлек-ли кредит в евро на 1 миллиард под очень низкую ставку — 7,8%. Привлечение этого кредита еще раз говорит о доверии западных инвесторов к компании и свидетельствует о прочности ее позиций на мировом финансовом рынке.