В группу "Приват" вошел еще один "Азот"

На прошедшей неделе глава совета директоров ОАО "Днипроазот" Борис Курбатов заявил, что предприятие приобрело крупный пакет акций третьего по мощности российского производителя азотных удобрений — березняковского ОАО "Азот" (Пермская область). Данная покупка свидетельствует о значительной активизации группы "Приват" на российском рынке — не так давно днепропетровцы приобрели крупный пакет акций "Алтайкокса".

Объем продаж российского предприятия в 2003 г. превысил $114,2 млн, что принесло заводу $18 млн чистой прибыли. Аналогичные показатели "Днипроазота" за тот же период составили $115 млн и $16 млн соответственно. Если покупка акций березняковского "Азота" приведет к формированию некоего стратегического альянса, то данное образование займет вполне достойное место на химическом рынке СНГ. Кроме того, предприятия смогут оптимизировать расходную часть бизнеса, диверсифицируя сырьевые потоки и координируя сбыт.

Комментируя сделку, Борис Курбатов сказал российской прессе, что "Днипроазот" не намерен в дальнейшем наращивать свой пакет акций российского завода. "Нас интересуют активы в сфере производства азота. В течение трех-четырех месяцев мы определимся с объемом инвестиций, которые могут быть направлены на развитие березняковского предприятия, затем в сентябре инициируем внеочередное собрание акционеров и введем своих представителей в совет директоров и правление", — заявил он, отметив, что украинские инвесторы не намерены менять стратегию российского завода.

Борис Курбатов отказался называть стоимость сделки и размер пакета, подчеркнув, что "Днипроазот" собирается владеть акциями через номинального держателя. В то же время российская газета "Ведомости" со ссылкой на заместителя гендиректора березняковского "Азота" Сергея Макарова сообщила, что менеджменту завода подконтролен 41% его акций. Для украинцев 20% акций "Азота" скупала российская инвестиционная компания "Тантьема". По оценке экспертов фондового рынка, приобретение пакета акций березняковского завода обошлось "Днипроазоту" в сумму около $6 млн.

Стоит отметить, что менеджеры российского предприятия, заявляющие о контроле над 41% акций завода, могут несколько лукавить. Глава совета директоров "Днипроазота" говорит о том, что новые акционеры не намерены менять стратегию российского завода, а получить такую возможность с 20% акций, мягко говоря, сложно.

До прихода на завод украинцев крупнейшие совладельцы березняковского ОАО "Азот" прятались за номинальными держателями, которые управляли 52,5% завода. Это банк "Петрокоммерц" (25% акций), Депозитарно-клиринговая компания (7,62%) и Западно-Уральская химическая компания (19,99%). Они управляют акциями, которые принадлежат менеджменту завода и до недавнего времени ведущему собственнику — агрохимической корпорации "Азот", входящей в орбиту российской газовой монополии "Газпром". Агрохимическая корпорация "Азот" до 2001 г. носила имя "Агрохимпромхолдинг" (еще раньше он назывался "Интерхимпром"), объединяя семь крупных российских производителей минудобрений: "Череповец-Азот", березняковский "Азот", новомосковский "Азот", нижегородский и дорогобужский заводы "Акрон", "Пермские минудобрения" и Кропоткинский химзавод. Кроме АХК "Азот", недавно считавшегося крупнейшим акционером березняковского "Азота", небольшими пакетами акций владели пермские торговые компании "Кросс", "Нитро-инвест" и "Компасс" (совокупный пакет — 23,3% акций). По всей видимости, "приватовцы" выкупили акции у миноритариев.

Покупку структурами Приватбанка акций одного из ведущих в России производителей азотных удобрений можно назвать редким исключением из правил, установившихся в украинско-российском инвестиционном обороте. Наши инвесторы в нем выступают явными аутсайдерами — обычно не украинские компании приобретают крупные активы в России, а наоборот, тамошние инвесторы активно стремятся в нашу страну, руководствуясь в основном принципами расширения рынков сбыта или необходимостью гармонизации внутрироссийских политических рисков.

Вполне возможно, что Приватбанк при нынешней покупке акций завода также руководствовался подобными мотивами — доля российского рынка в сбыте "Днипроазота" является сравнительно небольшой, в связи с чем покупку березняковского "Азота" можно расценить как попытку укрепить свои позиции в России. Не менее вероятным представляется и мотив гармонизации политических рисков. В последнее время группа "Приват" активно консолидируется с мощнейшей ныне в Украине киевской административно-финансовой группой (связанной с некоторыми депутатами парламентской фракции СДПУ(о) и чиновниками Администрации Президента). Подобная версия заслуживает особого доверия, если учесть, что недавно группа "Приват" приобрела крупный пакет акций еще одного российского предприятия — "Алтайкокса". Вполне возможно, что днепропетровцы, прекрасно понимая ситуативность альянса с киевлянами, пытаются застраховаться от его возможного разрыва, поскольку последствия могут быть плачевны. Достаточно характерным примером может служить недавний разрыв киевской группы с известным российским бизнесменом Константином Григоришиным. Крайне болезненный "развод активов" сопровождался не только громкими скандалами, но и привлечением правоохранительных органов.

<СПРАВКА>

 

По данным ГКЦБФР, 25,1% акций ОАО "Днипроазот" принадлежит ЗАО "Энергоинвест", 18,94% — кипрской нефтекомпании Varkedge Ltd., 14,26% —кипрской нефтекомпании Occidentаl Management Ltd., 18,9% акций владеет швейцарская инвесткомпания Ulrich Ltd.