Газ для промышленности будет дорожать

Процесс повышения цен на газ для промышленности становится необратимым. На минувшей неделе Президент Леонид Кучма подверг жесткой критике систему ценообразования в газовой отрасли. Он заявил о необходимости повысить цену реализации импортируемого газа и предоставить НАК "Нафтогаз України" полномочия для установления стоимости топлива.

Проедание топлива

Глава государства считает, что нынешняя система распределения газа, получаемого от России в качестве оплаты за транзит, убыточна для Украины. "Мы от России получаем около 30 млрд кубов газа за транспортировку и практически весь отдаем на коммунальные услуги по цене намного ниже. Это проедание", — сказал Президент на пресс-конференции в минувшую среду. Он также отметил, что отсутствие у государственной компании "Нафтогаз України" полномочий для установления цен на газ приводит к потерям государственных средств.

В принципе, данное заявление можно расценивать как поддержку "ценовых начинаний" НАКа на высшем государственном уровне. Как уже сообщала "ДС", "Нафтогазу України" с начала года удается убеждать Нацкомиссию регулирования электроэнергетики в целесообразности повышения тарифов на природный газ для промышленности. В настоящее время НКРЭ рассматривает очередную заявку НАКа, который предлагает с 1 июня повысить тарифы на природный газ для промышленности на 9,5% (с 315 грн./тыс. куб. м до 345 грн. без учета НДС).

Представители "Нафтогазу" утверждают, что при нынешних тарифах деятельность компании убыточна. А поставляя газ по заниженным тарифам, газовики, по сути, субсидируют и без того прибыльные отрасли. Например, благоприятная конъюнктура мирового рынка позволила украинским металлургам существенно улучшить свои финансовые показатели. Наверняка не последнюю роль в подъеме металлургической отрасли сыграли практически неизменные тарифы на газ, притом что сталь с начала года подорожала на 30–40%.

Ценовой дисбаланс

Напомним, что конец прошлого года ознаменовался заявлениями промышленников о грядущем повышении цен на выпускаемую продукцию для внутреннего рынка. Одним из аргументов металлургов тогда было ожидавшееся повышение цены на газ. И действительно, газовики обсуждали с промышленниками повышение цены на газ до уровня 345 грн./тыс. куб. м еще в ноябре–декабре прошлого года. Примечательно, что большинство крупных потребителей тогда согласились с повышением цены и даже перезаключили договоры на поставку газа по новой цене с 1 января. Таким образом, удорожание газа до 345 грн. было заложено в финансовые планы металлургов еще в прошлом году. Что касается мировых рынков, то рост цен на металлопродукцию на них с начала года превзошел самые смелые прогнозы и сделал увеличение топливной составляющей еще менее заметным для металлургов. К примеру, если в декабре прошлого года Metal Bulletin прогнозировал апрельскую цену горячекатаного проката на уровне $345–370, то реально цена выросла до $470– 480/т.

Обосновывая намерения поэтапно повысить цену на газ для промышленных потребителей, представители НАКа говорили, главным образом, о росте закупочной стоимости туркменского топлива с доставкой в Украину. С учетом затрат на хранение в летний период и распределение по стране себестоимость газа для промышленности достигает отметки $65. Второй мотив повышения цены — финансирование проектов по увеличению добычи украинского газа. В текущем году "Нафтогаз" объявил о намерениях инвестировать в добывающие проекты около 1,5 млрд грн., несмотря на то что прибыль профильной дочерней компании "Укргаздобыча" от добычи газа в прошлом году составила всего 365 млн грн. Наконец, следует учесть потери "Газу України" от поставки топлива населению и бюджетным учреждениям по ценам, не покрывающим реальных затрат на его добычу и доставку потребителю. Отпускная цена "социального" газа составляет 133 грн. за тыс. куб. м, в то время как затраты (с учетом необходимости восстановления запасов), по расчетам "Нафтогазу", колеблются около 250-гривневой отметки. Естественно, о возможности повышения цены газа для населения власть предпочитает даже не заикаться.

Чиновничьи препоны

Попытки НАК "Нафтогаз України" приблизить газовую отрасль к уровню рентабельности пока не находят отклика в чиновничьей среде. Июньская цена газа, который "Газ України" поставит промышленным потребителям, сохранена на майском уровне — 315 грн. за тыс. куб. м при себестоимости 345 грн. Соответственно, на каждой тысяче кубометров нефтегазовый монополист продолжает терять 30 грн.

Впрочем, происходит это не впервые. Намерениям "Нафтогазу" повысить цены чиновники мешали и зимой этого года. Так, если с 1 февраля "Газ України" продавал промышленникам газ за 293,1 грн. за 1000 кубометров, то в середине того же месяца НКРЭ вынудила компанию снизить цену до январских 284,55 грн. "Газу України" пришлось перезаключить договоры с несколькими тысячами промышленных потребителей и проводить с ними длительные сверки. Но не прошло и месяца, как НКРЭ все же подняла предельную цену газа до 310, а впоследствии и 315 грн. за 1000 кубометров. На этой отметке цена и находится сегодня. В результате за пять месяцев текущего года "Нафтогаз" недосчитался 106 млн грн. В случае сохранения этой цены газа потери "Нафтогазу" до конца года достигнут 645,5 млн грн.

Внутренний дисбаланс между газовиками и металлургами может серьезно ударить и по украинским проектам на международной арене. Недавно "Нафтогаз" подал заявку на покупку газового бизнеса венгерского концерна MOL и намерен принять участие в приватизации польской компании PGNiG.