Украина не спешит на Балканы

Оглядка на российский интерес остается главным тормозом активизации нашей внешней политики в этом регионе Восточной Европы

Прошедшую неделю министр иностранных дел Константин Грищенко посвятил общению с представителями власти Македонии и Союзного государства Сербия и Черногория. Визит нашего дипломата должен был помочь в продвижении переговоров по созданию зоны свободной торговли между Украиной и этими странами. Принимающие стороны к такому разговору были готовы.

По словам президента Союзного государства Бориса Тадича, Украина является единственным из европейских государств СНГ, с которыми у Сербии и Черногории не подписан договор о свободной торговле (Россия, Беларусь и Молдова ратифицировали подобные договоры еще в начале 2000-х годов), и Белград готов исправить эту ситуацию. Правда, в этот раз стороны начали с малого. Для сокращения дистанции между разработкой и парафированием торгового договора стороны подписали соглашение о безвизовых поездках граждан по дипломатическим и служебным паспортам.

Неторопливость Украины в реализации политики свободной торговли с Сербией и Черногорией долгое время оправдывалась мероприятиями этой страны по блокированию судоходства по Дунаю, что наносило заметный ущерб дунайской политике Украины. К началу текущего года наша страна смогла снять большинство сербских препон на пути украинских судов, что помогло успешно продвинуть один из наиболее крупных отечественных инвестиционных проектов — строительство судоходного канала Дунай — Черное море. В то же время проблема стоимости разводки сербских понтонов через Дунай остается достаточно болезненной для большинства украинских компаний, работающих в Балканском регионе. Это выражается в низких темпах подготовки договора о создании зоны свободной торговли — сербская сторона утверждает, что демонтирует преграды на пути украинских судов до мая 2005 г. (периода, который, вероятнее всего, и станет актуальным временем для переговоров о зоне свободной торговли).

Пока идут переговоры, товарооборот между странами заметно вырос. Данная тенденция наметилась в прошлом году и продолжилась в текущем. Этому во многом поспособствовала реанимация дунайского речного пути, традиционно являвшегося основным торговым маршрутом между странами. В частности, если в 2002 г. общий товарооборот составил с $130 млн, то в 2003 г. он увеличился до $220 млн. В качестве дополнительного инструмента для сохранения подобных темпов развития украинско-сербской торговли Белград видит большую сербскую приватизацию, которая, по мнению первых лиц Союзного государства, увеличит приток иностранных инвестиций и активизирует закупку в Украине сырья для черной металлургии и нефтепродуктов. Пока же наблюдатели считают темпы наращивания ввоза в Сербию этих продуктов из нашей страны недостаточными. К основному двигателю украинско-сербской торговли в этом году относятся поставки строительных металлоконструкций и проката, которые лавинообразно увеличились в связи с ростом строительно-восстановительных работ в Сербии.

Более динамичной в торговом отношении среди стран Балканского региона для нас является Республика Македония. В предыдущие годы активная миротворческая миссия на Балканах позволила Украине закрепиться на балканском рынке вооружений. До недавнего времени этот сегмент был практически монополизирован российскими трейдерами, которые либо выступали в роли посредников для украинских предприятий, либо поставляли российскую спецтехнику на Балканы с использованием украинской транспортной инфраструктуры. В 2002 г., в разгар активности украинской миротворческой деятельности в бывшей Югославии, Украина смогла без участия россиян прорваться на балканский рынок, поставив в Македонию 13 модернизированных танков Т-72, звено истребителей Су-27, 10 боевых вертолетов и партию стрелковой техники. Специализированной западной прессе этот контракт тогда дал повод заявить о начале прямого участия Украины в решении проблем обороноспособности стран Балканского региона, а более осторожные украинские масс-медиа просто намекнули, что без военной помощи со стороны Киева политический режим в Македонии мог бы измениться.

Дополнительными дивидендами от указанного контракта можно назвать заявление президента Македонии Бранко Цвенковского о необходимости активизации сотрудничества двух стран в области энергетики, впервые озвученное во время нынешнего визита главы украинского МИДа в эту страну. Портфель заказов Македонии в энергетической сфере опирается на финансовую поддержку Евросоюза и выглядит достаточно внушительным — он состоит из проектов строительства ГЭС Чербен (мощностью 290 МВт), парогазовой установки вблизи столицы этой страны Скопье, а также контактов на реконструкцию ТЭС Неготино и Битола (210 МВт и 630 МВт соответственно). До нынешнего заявления Бранко Цвенковского крупнейшим подрядчиком Македонии по этим проектам было российское ОАО "ОМЗ-Силовые Машины", которое выиграло тендер по реконструкции последней из названных ТЭС стоимостью $20 млн.