Контролеров поставили на место

Депутаты решили усилить правовую защиту украинцев. На прошлой неделе Верховная Рада существенно ограничила полномочия контролирующих и силовых структур, внеся соответствующие изменения в профильные законы, регламентирующие их деятельность. Если Президент подпишет документ, новации могут стать настоящей революцией во взаимоотношениях граждан и представителей власти, которым останется надеяться разве что на понимание судей.

Суд — лучший друг компаний

Иную трактовку получили законы "О милиции", "О государственной налоговой службе в Украине", "О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине", "Об оперативно-розыскной деятельности" и "О предварительном заключении". "Эти законы имеют существенные прорехи относительно механизма обеспечения прав и свобод человека, не гарантируют исполнения конституционных гарантий граждан на предпринимательскую деятельность, личную неприкосновенность и безопасность, на защиту и правовую помощь", — сказал член парламентского комитета ВР по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Сергей Иванов, комментируя необходимость изменения упомянутых документов.

Пожалуй, больше всех досталось налоговикам, ревизорские полномочия которых теперь сведены к минимуму. Изменения, внесенные в закон о налоговой службе, устанавливают четкие основания для плановых и внеплановых проверок. В частности, последние могут проводиться, если предприятие нарушило закон или подозревается в игнорировании установленных правил (вовремя не подана отчетность, выявлена недостоверность задекларированных там данных, в отношении компании или ее первых лиц налоговой милицией возбуждено оперативно-розыскное дело, по результатам ревизии партнеров возникла необходимость проведения встречной проверки), в случае возникновения конфликта с налоговым органом (предприятие требует отмены результатов ранее проведенных проверок, вышестоящий налоговый орган обнаружил недостатки в работе с компанией своих подчиненных), а также при реорганизации предприятия. Но главная новация заключается в другом — разрешение на проведение внеплановой проверки фискалы должны получать в суде. Причем в соответствующем заявлении налоговики обязаны аргументировать необходимость подобных действий. При рассмотрении вопроса о предоставлении фискалам соответствующего разрешения могут присутствовать представители кандидата в проверяемые. Аналогичные судебные санкции необходимо получать и для того, чтобы продлить сроки проведения проверки (для крупных компаний плановая проверка может длиться не более 20 дней, внеплановая — не превышать 10 дней), изъять оригиналы финансово-хозяйственных документов, остановить операции по счетам, а также запретить предприятию отчуждать свои активы. Что касается Национального банка и его отделений, то проверять их налоговикам и вовсе запретили.

Очевидно, что после вступления в силу поддержанных депутатами изменений, фискалы вынуждены будут вести себя корректней и во время проверок — их проведение не должно нарушать нормального режима работы предприятия. В противном случае последнее может обратиться в суд за возмещением нанесенных налоговыми визитерами моральных и материальных убытков. И если раньше за них приходилось расплачиваться государству, то теперь финансовые последствия будут грозить непосредственным виновникам происшедшего.

Стоит сказать, что практически идентичные условия работы установлены и для проверяющих контрольно-ревизионных управлений. Большинство из позволенных им действий работникам КРУ придется согласовывать с судом. Правда, пока не известно, сможет ли отечественная судебная система выдержать шквал исков, которые обрушатся на нее в связи с внесенными изменениями. Но очевидно, что предприятия получат возможность если не избежать излишнего внимания сотрудников налоговой и ревизионщиков, то максимально отсрочить их визиты.

Милиционеров окультурили

Народных избранников явно впечатлила статистика, озвученная разработчиками закона. По количеству обвиняемых, которых во время досудебного следствия берут под стражу, Украина может считаться мировым лидером — еще до суда арестовывают 37% всех подозреваемых в преступлениях. "Нужные" показания правоохранители просто выбивают, в первые часы задержания подозреваемым не позволяют обратиться к адвокату. Но даже если подобные нарушения раскрываются, виновные в этом отделываются выговором, реже — увольнением", — говорит член парламентского комитета по вопросам экономической политики управления народным хозяйством, собственности и инвестиций Иван Васюник, разрабатывавший новый документ. Соответствующие действия милиционеров предложено квалифицировать как пытки, за которые предусматривается уголовная ответственность. Уличенный в этих преступлениях правоохранитель отныне может лишиться свободы на срок от трех до десяти лет.

Кроме того, парламент решил законодательно закрепить культурное обращение милиционеров с подозреваемыми. Отныне при задержании стражи закона, по примеру западных полицейских, должны будут зачитать гражданину его права, а для пущей убедительности — еще и подать их разъяснения в письменном виде. Сами же попавшие на крючок милиции, как и положено в цивилизованном государстве, могут хранить молчание до приезда защитника (правда, личные адвокаты найдутся далеко не у всех, но это уже детали). Пожалуй, более существенной новацией является установленное законом обязательное оповещение прокурора о применении правоохранителями физической силы или огнестрельного оружия для проверки правомерности совершенных действий, а также судебный порядок получения оперативно-розыскными подразделениями разрешения на негласное проникновение в помещения. Впрочем, теперь все будет зависеть от главы государства, а вернее — от его желания поставить свой автограф под свежим законом.