Деньги зависли. Начало минувшей недели изрядно напугало украинских банкиров

Отечественные банки начали нести первые потери от президентских выборов сразу после оглашения предварительных результатов голосования. Масла в огонь к проблемам финансового рынка, по которому сразу же ударили политические перипетии, подлил сбой в работе системы электронных платежей Нацбанка. Он блокировал все межбанковские расчеты в Украине.

Карточки обналичили
Несмотря на то что межбанковская система электронных платежей не работала лишь несколько часов (в первой половине прошлого понедельника), сбой, произошедший в работе нацбанковского сервера, повергнул банкиров в настоящий шок. На первых порах его объясняли чуть ли не саботажем на политической почве. Получив от НБУ заверения в том, что сервер не работает по техническим причинам, финансисты взялись решать вытекающие из этого проблемы. Их возникло сразу несколько — начиная с того, что зависли средства банков, которые должны были перечисляться по назначению, и заканчивая неполадками в банкоматах. Другими словами, пострадали все: клиенты, гривневые платежи которых между банками не ходили полдня, сами банки, которым заново пришлось засылать контролеру свою ежедневную отчетность, а самое главное — физические лица, поскольку они не могли снять наличность с карточных счетов. Банкоматы не выдавали денег по картам "чужих" банков.

Последний пункт особенно беспокоил финансистов. Ведь корпоративному клиенту можно объяснить, что во второй половине дня будет налажена работа сервера и его платеж уйдет по назначению. При этом далеко не каждый рядовой украинец догадается обналичить свой пластик в "родном" банкомате (внутренние платежи в системе каждого банка ходили в прежнем режиме), если этого не удалось сделать в первом попавшемся. Банкиры боялись паники населения, которая в свете политической нестабильности могла бы спровоцировать волну слухов и ажиотаж с выметанием всей наличности с карточных счетов. Хотя без этого и не обошлось. Начиная со вторника банки особенно серьезно ощутили отток средств со счетов, в первую очередь с текущих. "Для банков это серьезные потери. У одного из системных банков на протяжении прошлой недели снимали только через банкоматы по 80–100 млн грн. в день", — рассказали "ДС" банкиры.

Стоит отметить, что финансисты принимали достаточно оперативные меры — техники следили за обслуживанием парка банкоматов пуще прежнего, поскольку как огня боялись еще одного технического сбоя. Кроме того, банкоматы чаще затаривались наличностью, чтобы население имело возможность беспрепятственно их снимать. В банках прекрасно понимали, что стоит отказать гражданам в снятии своих средств, и на фоне политических событий начнется паника среди населения, которое поспешит забрать не только карточные остатки, но и депозиты.

Депозиты утекают
И все же некоторые граждане предпочитают снимать деньги с депозитов. Пока, по словам финансистов, преждевременный разрыв соответствующих договоров не носит массового характера. Вместе с тем банкиры признают, что для ряда банков даже не очень значительный отток вкладов может быть губительным. "Отток депозитов может наблюдаться лишь в небольших банках, начиная с финучреждений второй десятки. Они в достаточной степени зависимы от депозитов и чувствительны даже к снятию вкладов, кратных $100 тыс.", — отметил в разговоре с "ДС" управляющий Киевской областной дирекции Укрсоцбанка Андрей Онистрат. Напомним, что до сих пор в основном происходило не закрытие депозитов, а перевкладывание их из национальной валюты в иностранную. По данным Нацбанка, за третью неделю ноября депозиты физических лиц в национальной валюте снизились на 0,39 млрд грн. (на 1,5%) — до 25,37 млрд грн. При этом валютные вклады возросли на 0,25 млрд грн. (на 1,3%) — до 20,2 млрд грн.

Кстати, финансисты уже приспособились к новой тенденции и пытаются всячески ублажать клиента, чтобы он не забирал свои деньги. "В настоящий момент если не все крупные банки, то большинство из них ввели такой продукт, как перевод гривневого депозита в валютный без потерь для вкладчика за досрочное прерывание. Эта услуга сейчас пользуется достаточно большой популярностью", — отметил в разговоре с "ДС" г-н Онистрат. Кстати, безналичный перевод депозита из одной валюты в другую позволяет банкирам абстрагироваться и от наличной СКВ.

Идентификации боятся
Многие банкиры поясняют постепенное уменьшение объемов продаж иностранной валюты на наличном рынке, которое наблюдается в последние недели, именно введением безналичного перевода депозитов физических лиц из одной валюты в другую. По данным НБУ, с 15 по 19 ноября население купило наличной инвалюты на $409,3 млн, неделей раньше — на $416,4 млн. В главном банке страны уверены, что уже в ближайшее время спрос на валюту начнет уменьшаться. "Нацбанк в свое время предусмотрел продажу миллиарда долларов на наличном рынке. Сейчас из них уже реализовано $900 млн. Но не факт, что надо принимать новое постановление для увеличения продаж. Конечно, мы будем проводить еще сессии по продаже, но не так часто и не в таких больших объемах, как прежде. Думаем, что скоро пойдет новогодняя продажа доллара населением", — подчеркнул в разговоре с "ДС" директор департамента валютного регулирования НБУ Николай Мельничук. На всякий случай возможностей банкирам прибавили: Нацбанк повысил норму продажи наличной валюты подопечным с 10 до 30% лимита на банк, открытый НБУ.

Правда, как сообщили "ДС" в киевских банках, их клиенты после активного снятия гривневой наличности в банкоматах все же переводят ее именно в доллары. И специалисты констатируют увеличение спроса на СКВ на прошлой неделе. А потому некоторые финучреждения, продавая доллар, снова начали просить у клиентов документы, которые бы идентифицировали их личности, как это уже было во время панической скупки валюты несколько недель назад. Благодаря этой мере немного повысилась стоимость доллара на черном рынке: в столице он подорожал на 3–4 коп. — до 5,42–5,43 грн./1$, в регионах — 5,45–5,47 грн./1$. При этом банковские обменники продают американскую валюту в рамках установленных ограничений — 5,41 грн./1$. Финансисты утверждают, что проблем с продажей инвалюты на сегодняшний день нет. А успешную работу менял объясняют тем, что далеко не все жители Украины, прежде всего Киева, сегодня хотят светить свои покупки валюты.