Прагматичное вето гаранта. Запрета на приватизацию нефтекомпаний не будет

Президент отказался подписывать закон "Об особенностях приватизации предприятий нефтеперерабатывающей промышленности Украины". Документ устанавливал временный запрет на приватизацию либо иную передачу имеющихся у государства активов в нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслях до принятия парламентом Государственной программы приватизации на 2004–2006 годы. Действие моратория распространялось в том числе и на изменение активов путем внесения государством в уставные фонды хозяйственных обществ всех форм собственности государственных пакетов акций предприятий нефтеперерабатывающей промышленности. За принятие этого документа в начале ноября проголосовали 240 из 430 народных депутатов, зарегистрировавшихся в зале, что подчеркивало его важность для сохранения госсобственности в стратегически важной для страны нефтяной сфере.

Намерение власти сломить позицию ВР и к концу года завершить масштабный переброс нефтяных активов касается трех крупнейших предприятий отрасли. Речь идет о формирующей экономику Ивано-Франковской области нефтехимической компании "Ориана", не менее важном для экономики юга Запорожской области бердянском "АзМОле", а также о кременчугской "Укртатнафті", играющей первую скрипку на украинском рынке нефтепродуктов.

В начале осени Леонид Кучма поручил Фонду госимущества передать госпакеты акций этих предприятий НАК "Нафтогаз України" якобы для создания вертикально интегрированной нефтяной компании. При этом, развивая полемику о предвзятости парламента в вопросе переброса активов, представители гаранта убеждали в необходимости "прагматичного" подхода для развития предприятий. Правда, этот "прагматизм" охватил почему-то весьма далекие от бизнеса политические задачи — любым способом ослабить определенных политических оппонентов, претендующих на управление этими предприятиями, и, наоборот, усилить финансовые группы, желающие получить контроль над активами "Укртатнафти", "Орианы" и "АзМОла".

Последним показателем такого "прагматического" ряда является решение ФГИ от 26 октября об особенностях приватизации госпакета акций "АзМОла" — в соответствии с ним участвовать в приватизации этого крупнейшего производителя масел в европейской части бывшего СССР может только компания-резидент, отвечающая жестким квалификационным требованиям. Перлом этих требований является финансовое ограничение круга претендентов на "АзМОл". "Участники конкурса должны предоставить документы, подтверждающие получение на территории Украины в 2002 и 2003 годах совокупного чистого дохода не менее 2 млрд грн. и чистой прибыли не менее 185 млн грн.", — сообщил ФГИ, не уточняя, много ли после многолетней методической экспансии российского капитала в Украине осталось нефтетрейдеров-резидентов, получающих такие объемы прибыли.

В числе наиболее вероятных претендентов на "АзМОл" называются близкая к российской финансовой группе "Нова-Холдинг" частно-государственная сеть АЗС "Нефтегаз-Экойл" и украинская "Западная нефтегазовая компания". Последняя в ходе переброса государственных акций "Орианы" и "Укртатнафти" от ФГИ к "Нафтогазу" уже успела прославиться — устанавливая контроль над поставками сырья этим предприятиям, она сыграла главную роль в октябрьском кризисе цен на отечественном рынке дизтоплива. Что касается российской нефтяной компании "ЛУКОЙЛ", то она после многолетних препирательств с украинскими властями отказалась от ранее намеченных планов в отношении "АзМОла".

Представители парламентской оппозиции резко негативно расценили решение Президента не подписывать запретительный закон. В частности, депутат фракции "Наша Украина" Владимир Скомаровский заявил, что вето рассматривается как далеко идущая экономическая диверсия. "Власть надеется на продолжение 60-дневного пребывания уже отставленного правительства Януковича и собирается подорвать сложный процесс развития отечественной экономики. Все эти рулевые украинской нации сейчас абсолютно безответственно относятся к выполнению государственных обязательств, и отклонение предложенного парламентом закона имеет простую мотивацию — желание напоследок украсть еще больше", — высказался он.