Ферросплавщики в опале. "Интерпайп" и "Приват", похоже, довоевались до ручки

Министерство промышленной политики намерено навести порядок в ферросплавной отрасли. На минувшей неделе в министерстве состоялась встреча представителей предприятий комплекса с министром Владимиром Шандрой, после чего со стороны власти последовали неприкрытые угрозы, а со стороны предприятий — оправдания и заверения в готовности подчиняться. Дело в том, что у г-на Шандры на столе оказались подготовленные Министерством экономики документы, где в красках описаны схемы уклонения от налогов, популярные у ферросплавщиков. В результате по шапке получили оба фигуранта рынка: и "Интерпайп", и группа "Приват", изрядно утомившие рынок своими междуусобными войнами.

Внимание новой власти привлекли давальческие схемы, используемые ферросплавными заводами, а также ценообразование на марганцевую руду горно-обогатительными комбинатами Днепропетровской области. Правительству позарез нужны деньги для исполнения планов по увеличению зарплат и пенсий, поэтому отсутствие прибыли у ферро- сплавных предприятий никак не может его радовать. Как известно, за 2004 г. Никопольский завод ферросплавов ("Интерпайп") показал 5% рентабельности, а Запорожский и Стахановский ("Приват") — минус 4% и минус 5% соответственно. И это притом что марганцевые ферросплавы на отечественном рынке продаются трейдерами в среднем по цене около $1000/т, а на внешних рынках они стоят около $900/т. Эксперты рынка, в свою очередь, сходятся на том, что себестоимость их производства в Никополе не превосходит $400/т, а у группы "Приват" она еще ниже, поскольку под ее контролем находятся источники сырья — Орджоникидзевский и Марганецкий ГОКи. Налог на прибыль НЗФ платит лишь с тех денег, которые получает за переработку давальческой руды, а ЗФЗ и СФЗ, по данным Минэкономики, в 2004 г. не платили его вообще. Все эти факты в ближайшее время станут причиной детального рассмотрения в Кабмине.

Такой поворот событий уже заставил "Приват" и "Интерпайп" действовать. Председатель правления ОАО "Никопольский завод ферросплавов" Владимир Куцин на прошлой неделе во всеуслышание заявил, что давальческая схема при производстве ферросплавов себя изживает и не является эффективной. Но при этом завод планирует покупку на внутреннем рынке лишь 800 тыс. т руды, что составляет около трети от общей потребности предприятия в этом сырье. Следовательно, интерпайповский трейдер Steelex намерен в этом году завезти на НЗФ 1,5 млн т марганцевой руды из Ганы, Габона и Австралии и вывезти с предприятия по толлингу около 700 тыс. т ферросплавов, задекларировав на границе индикативную цену — $600/т. Однако винить в этом только "Интерпайп" не совсем справедливо, поскольку приватовские ГОКи не горят желанием поставлять руду на НЗФ. Один из владельцев этой группы, Игорь Коломойский, настолько сильно хочет заполучить никопольское предприятие, что готов задушить его дефицитом сырья.

У НЗФ действительно ситуация сложнейшая. Прослышав о внутриукраинских сложностях Виктора Пинчука, покупатели наших ферросплавов отказываются заключать с ним договоры. Владимир Куцин подтвердил, что у него законтрактованы объемы лишь на три квартала. А некоторые осведомленные трейдеры заверяли "ДС", что у завода есть проблемы с продажей уже августовского товара. Те же источники сообщили, что именно это стало причиной смены управляющего ферросплавным бизнесом "Интерпайпа" Михаила Шамолина (он был снят с должности в начале марта). Якобы перед ним была поставлена задача — договориться с приватовскими ГОКами о цене поставок, которая с треском провалилась. Говорят, что последняя цена, которую назвал г-н Шамолин на переговорах, — $4 за 1% содержания марганца в руде по годовому контракту. По меркам мирового рынка — это запредельная цена, поскольку аналогичный продукт, к примеру, австралийской BHP Billiton до недавна стоил $2,45, а с 1 апреля эта компания намерена повысить цену в долгосрочных контрактах до $3,9 на условиях FOB в австралийском порту. Если информация о предложении "Интерпайпа" достоверна, то объяснить отказ "Привата" от поставок руды по вполне привлекательным ценам очень непросто. Впрочем, Владимир Куцин опроверг эту информацию, заявив лишь, что НЗФ предлагает ГОКам на 40% повысить закупочные цены по сравнению с прошлым годом, когда незначительные объемы руды закупались по $2 за 1%.

Но и винить исключительно "Приват" в нарушении баланса на ферросплавном рынке тоже неверно, поскольку переход НЗФ на использование давальческой схемы принес ГОКам многомиллионные убытки — им пришлось сокращать добычу руды, а соответственно, терять в рентабельности. При этом управляющая структура минимизировала потери за счет поставок работы через подконтрольных посредников и возврата экспортного НДС, что, в свою очередь, вылилось в убыточность непосредственно предприятий. Вместе с тем необходимо отметить, что, в отличие от Никопольского завода ферросплавов, СФЗ специализируется на более дешевом и более "грязном" ферросилиции, а запорожское предприятие, также выпуская ферросилиций, значительно уступает в объемах никопольскому в производстве марганцевых сплавов. То есть доход от управления СФЗ и ЗФЗ значительно ниже, чем от НЗФ.

Урезонить заигравшихся украинских миллиардеров старается Минпромполитики. Но реакция олигархов на министерские угрозы пока не особенно впечатляет. Судя по всему, они ждут, что скажет Юлия Тимошенко, и втайне надеются на решение вопроса каждый в свою пользу. Однако для участников рынка уже стало абсолютно очевидным, что давальческую схему Кабмин будет закрывать. Похоже, существенно изменится процедура установления индикативных цен, а договоры производителей с компаниями-посредниками поставлены под жесткий мониторинг. В этом случае у правительства есть шанс не сыграть на стороне ни одного из конфликтующих и сохранить контроль над отраслью.