Украина перевооружит ангольских летчиков

В начале марта завод №562 "Одессавиаремсервис" Министерства обороны заявил о начале реализации крупного контракта, заключенного в 2004 г. ВТФ "Укрспецэкспорт" и Республикой Ангола. Впервые в истории украинского военного авиаремонта договор предусматривает полную модернизацию боевой части 18 многоцелевых фронтовых истребителей МиГ-23МЛ российского производства, находящихся на вооружении ангольских ВВС и более известных по классификации НАТО как Flogger.

Истребители данного типа считаются морально устаревшими, но их мировой парк все еще превышает 1 тыс. единиц, из которых больше половины эксплуатируется в странах, основательно проработанных украинскими экспортерами. Наряду с Анголой (18 истребителей Flogger) к ним относятся Ливия (300), Туркменистан (130), Сирия (около 70), Алжир (50), а также Судан и Эритрея. Такая географическая конфигурация рынка модернизации истребителей делает нынешний ангольский контракт особо перспективным для наших авиаремонтных и авиаракетных заводов.

По данным российской прессы, непосредственным инициатором нынешнего проекта модернизации в Одессе ангольских самолетов является украинско-российское СП "Фазотрон-Украина", которое в минувшем году и предложило подключить отечественные предприятия к рынку модернизации МиГ-23МЛ. В ходе выполнения нынешнего контракта одесский завод обеспечит замену устаревших импульсных бортовых радиолокаторов "Сапфир 23" на многорежимную РЛС "Топаз". Это позволит адаптировать МиГи данного поколения к современным бомбовым и ракетным вооружениям, которые применяются в более современных истребителях серии МиГ-29. Предприятие также обязалось заменить бортовые самописцы (черные ящики), производимые киевским НПО "Электронмаш". Кроме того, на истребителях будет установлено новое бомбометательное и ракетно-пусковое оборудование, производимое киевской ГАХК "Завод им. Артема". С учетом заявленных объемов работ можно предположить, что стоимость обновления каждого истребителя обойдется Анголе в сумму порядка $350–370 тыс.

Невзирая на довольно большую емкость рынка глубокой модернизации фронтовых истребителей, до последнего времени проблема выхода на него Украины осложнялась традиционными украинско-российскими политическими противоречиями. Из года в год они омрачали сотрудничество стран в области оборонного машиностроения. Одной из причин этого было требование заказчиков значительно расширять спектр применяемых на истребителях вооружений, в том числе за счет кассетных авиабомб и авиаракет, серийно производимых в Украине. Такая перспектива на протяжении многих лет вызывала устойчивую аллергию у большинства российских политиков.

По мнению наших экспертов, больше всех от ангольского контракта выиграет ГАХК "Завод им. Артема". Долгие годы это предприятие было мировым монополистом на рынке бомбометательного и ракетно-пускового оборудования к советским истребителям, специализируясь, кроме этого, на серийном выпуске некоторых типов авиационных ракет серии Р-27 Alamo. Позиции киевских ракет на мировом рынке укрепляло наличие у завода-производителя стабильных подрядчиков, изготавливающих подавляющее большинство комплектующих и элементов управления ракет. К ведущим из них относились столичные заводы "Радар", "Орион" и "Сатурн", хмельницкий "Новатор" и сумской "Импульс", а также отечественные производители титановых корпусов и боеголовок ракет. В отдельные годы отгрузка Р-27 из Киева достигала полутора тысяч изделий в год, что превышало показатели других ракетостроительных предприятий Украины — днепропетровского "Южмаша", а также менее известных ракетосборочных заводов в Хмельницком и Жмеринке. К концу 90-х гг. госзаказ от отечественного Минобороны полностью иссяк, а некоторые подрядчики "Артема" оказались на грани банкротства. В итоге, поставляя оружейную "упаковку" к истребителям, предприятие было вынуждено состыковывать ее с "чужими" ракетами.

Выходом из этого мог стать либо переход завода на выпуск абсолютно новой, не свойственной ему продукции, либо подключение предприятия к программам модернизации авиатехники. К началу 2000-х гг. ГАХК присоединилась к созданию Украиной оружия и разработала противотанковую ракету "Комбат". И все же привлекательные заказы на модернизацию долгое время были киевлянам недоступны. Изоляция от этого рынка отечественных ракетостроителей была прорвана только в начале нового тысячелетия и далеко не по воле Киева. Китай, Израиль и Грузия решились без участия России провести модернизацию некоторых типов советских истребителей, что, вероятно, и явилось истинной причиной решения Москвы пересмотреть ревнивый запрет на пропуск украинской оборонки к сверхприбыльному рынку реконструкции советских самолетов.