Эффект неожиданности. Депутаты дружно прокатили правительственный отчет об эффективности управления госимуществом

В минувший вторник правительство отчиталось перед депутатами о проделанной работе по повышению эффективности управления корпоративными правами государства. Несмотря на все старания представителей Кабмина, парламентарии констатировали — исполнительная власть до сих пор не определилась с единой приватизационной и управленческой стратегией, не обеспечила подготовку профильных законопроектов и не смогла создать действенных механизмов предотвращения теневой приватизации.

Народных избранников явно задело, что обсуждение столь важного вопроса проигнорировали первые лица правительства — от Кабмина на слушаниях присутствовали только первый заместитель министра экономики Сергей Романюк и глава ФГИ Валентина Семенюк. Впрочем, Валентина Петровна изо всех сил пыталась исправить ситуацию и как можно предметнее осветить тему. По ее словам, сейчас перед государством стоит несколько проблем, связанных с управлением и контролем над своим имуществом. Прежде всего, это огромное количество мелких пакетов акций. На сегодняшний день в реестре государственных корпоративных прав насчитывается 1375 хозобществ и только в 28% из них государство владеет 50%-ным и более пакетами акций. Во всех остальных случаях речь идет о недораспроданных незначительных долях. Однако избавиться от них не позволяют существующие приватизационные правила игры.

По информации Кабмина, в прошлом году из 256 предложенных к продаже через фондовые биржи госпакетов АО покупатели нашлись только на 100 из них, а из объявленного Фондом госимущества 121 приватизационного конкурса не состоялось 88 из-за отсутствия заявлений на участие. "При подготовке программы приватизации разрабатываются инструменты, которые позволят реализовать мелкие пакеты акций, в частности, миноритарным акционерам", — рассказал Сергей Романюк. Что касается возможности эффективного управления неликвидными пакетами, то, по словам г-жи Семенюк, в парламент уже направлены изменения к профильным законам относительно защиты прав мелких акционеров. "Этот документ предоставит возможность влиять на решения общего собрания, в том числе и касающиеся уплаты дивидендов, даже там, где государству принадлежат 1–25-процентные пакеты", — уточнила она.

Стоит отметить, что государство показывает свою беспомощность и в управлении ликвидными пакетами. В частности, переданными в уставные фонды государственных, национальных и холдинговых компаний. Поскольку до сих пор четко не определено, кому принадлежат эти корпоративные права — государству или холдингу. "В управлении таких компаний сосредоточено более 300 высоколиквидных госпакетов акций. И неурегулированность их статуса позволяет им отчуждать их вне приватизации. Это касается ГАК "Укрбумпром", "Укрресурсы", которые, продав госпакеты, оставили все вырученные средства себе", — сообщила г-жа Семенюк.

Это далеко не единственный способ теневой приватизации госимущества. Не менее распространенной является схема искусственного банкротства (по состоянию на 1 апреля в стадии банкротства находится 321 хозобщество, или 23% от общей численности компаний с участием государства), размывание госпакетов путем дополнительной эмиссии, создание совместных предприятий (государство передает в их уставный фонд доли, не обеспечивающие ему контроля над предприятием). "Применение последней схемы возможно еще и потому, что для создания такого СП не требуется специального постановления правительства — достаточно визы заместителя министра или его поручения. В 2001–2004 гг. было отчуждено государственного имущества на общую сумму 60 млрд грн., из них в бюджет поступило только 4 млрд грн. Исправить ситуацию поможет принятие специального закона об управлении государственным имуществом (сейчас соответствующий законопроект утвержден в первом чтении. — "ДС")", — пояснила глава ФГИ. Пока же Фонд и Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку подписали соглашение о совместных действиях по недопущению принятия решений общими собраниями о проведении допэмиссии, которые не учитывают государственный интерес. Кроме того, ФГИ активно оспаривает в судах операции, следствием которых, по его мнению, стало незаконное отчуждение госимущества. И чтобы облегчить эту работу, Валентина Петровна попросила депутатов законодательно запретить судам принимать решение о банкротстве предприятий с госдолей (действующего моратория на принудительную реализацию активов госпредприятий ФГИ показалось явно недостаточно). Всего же, по словам г-жи Семенюк, правительство направило в Верховную Раду 11 законопроектов, позволяющих оптимизировать управленческие функции государства и приватизационный процесс.

Однако парламент правительственный отчет не впечатлил. "Кабмин не выполнил даже запланированных мероприятий. Разработку и утверждение Программы приватизации на текущий год должны были завершить еще в мае — документа нет до сих пор, как и законопроекта об управлении объектами государственной собственности. Принятый в первом чтении депутатский вариант научно-экспертное управление ВР забраковало. А правительственная рабочая группа, созданная для его доработки, не подала своих предложений, хотя должна была сделать это до 30 июня", — возмутилась первый заместитель председателя Специальной контрольной комиссии ВР по вопросам приватизации Людмила Кириченко. Раскритиковали парламентарии и непоследовательность исполнительной власти в управленческих вопросах (в правительственной программе "Собственность народа" планируется создание новых холдингов, а в информации, подготовленной к текущему обсуждению, говорится о необходимости их сокращения), и продолжающуюся практику управленческого регулирования президентскими указами (о создании ВИНК и НПО "Антонов"). Правда, на предложение депутата Юрия Кармазина не уходить на каникулы до тех пор, пока не будут приняты приватизационные законы, народные избранники не откликнулись. А потому решение всех озвученных проблем отложено как минимум до осени.