Госсекретарь выпал из обоймы

Должность Александра Зинченко, придуманная взамен одиозного прозвища руководителя администрации бывшего президента, не обеспечила ее носителю тихого номенклатурного счастья. Александр Алексеевич, прошедший с Виктором Ющенко огонь и воду предвыборных баталий, возглавляя на самом важном этапе кампании его предвыборный штаб, не сумел разделить в полной мере удовольствия от медных труб, звучащих в честь победителей. Причина отставки Госсекретаря, несмотря на все нюансы, которые Александр Зинченко может озвучить самостоятельно, и обвинения, которые прозвучат уже в полный голос, и не только из уст отставника, по сути, одна: экс-глава штаба так и не сумел отвоевать себе и Секретариату достойное место в структуре власти. Госсекретарь не стал, как предрекали, Виктором Медведчуком эпохи позднего Леонида Кучмы. Вероятно, такой цели и не было. Но, несомненно, это его и погубило. В карьерном смысле.

Разговоры о готовящихся ротациях в органах власти ведутся уже несколько недель. Но еще недавно сам Президент, посещая Луганщину, дал понять, что массовый характер они приобретут как минимум к концу сентября, когда истечет отведенный главой государства срок для наведения порядка как в регионах, так и в высших эшелонах власти. Первыми на вылет предполагались силовики, в частности Генпрокурор Святослав Пискун. А недавний конфликт на НФЗ поставил под удар и министра промполитики Владимира Шандру, который, возможно, лишится одного из своих заместителей.

Заявление об отставке Александра Зинченко в этом ряду выглядит несколько неожиданным. Хотя почва для нее готовилась давно. Меньше месяца назад активно муссировались слухи о том, что именно Александр Алексеевич может возглавить наше посольство в Москве, а то и стать спецпредставителем Украины в стране-соседке. После выплыл скандал с документом, подготовленным в Секретариате, с рекомендациями подкорректировать евроинтеграционный курс государства. Как свидетельствуют наши источники, буквально на днях Президент на внутреннем совещании в Секретариате подверг работу его руководителя публичной и жесткой критике, после чего советник Виктора Ющенко Владислав Каськив сообщил, что ему поручено разработать новую структуру и систему деятельности данного органа. Не исключено, что именно это и стало последней каплей, переполнившей чашу осторожного терпения Александра Зинченко. Но и до того наблюдатели отмечали неудачи Госсекретаря в борьбе желающих первыми достучаться до Президента и доказать правильность своей позиции. По сути, ему ни разу не удалось оказаться арбитром в решении принципиальных вопросов, и именно на его полугодовой срок госсекретарства пришелся период упадка когда-то всесильной структуры. Сложно опытного номенклатурщика заподозрить в искреннем желании довольствоваться исключительно ролью исполнителя. Скорее есть повод говорить о проигрыше, постигшем г-на Зинченко в противостоянии с другими первыми лицами из окружения Виктора Ющенко.

В этом смысле символическим кажется тот факт, что Юлия Тимошенко едва ли не первой прокомментировала отставку Госсекретаря, сказав, что тот ушел из-за засилья коррупции в ближайшем окружении главы государства. (Чуть позже пресс-служба Юлии Владимировны назвала это высказывание не отражающим официальную позицию премьера.) Столь неожиданно проявившаяся деликатность Александра Алексеевича, также относящегося к этому окружению, но, видимо, по мнению премьера, не склонного к коррупционным деяниям, стала поводом допустить, что опыт г-на Зинченко может стать востребованным именно в структурах, близких к Юлии Тимошенко, а также вспомнить, что главой штаба кандидата в президенты он стал едва ли не одновременно с присоединением к кампании нынешнего премьера.

Если предположить, что Президент не примет отставки Госсекретаря, что кажется маловероятным из-за публичности конфликта, сложно сказать, что это даст самому Александру Алексеевичу. Вряд ли демарш прибавит ему возможностей в работе и авторитета.

Среди претендентов на освобождающееся кресло на Банковой называют нескольких кандидатов. Наиболее часто звучит имя нынешнего заведующего по админреформе Романа Безсмертного. Опыта администратора ему не занимать, да и определенная ирония судьбы в этом случае просматривалась бы. (Напомним, что именно г-н Зинченко сменил Романа Петровича на должности начштаба летом 2004 г.) Вероятным претендентом является и Олег Рыбачук, также вице-премьер, но уже по вопросам евроинтеграции. С учетом усиления роли МИДа в вопросах внешней политики и, соответственно, размывания обязанностей вице-премьера этот переход не кажется невозможным. Куда более интригующей является версия о Госсекретаре Виталии Гайдуке, одном из основателей корпорации ИСД. Ведь в отличие от предыдущих кандидатур в случае с г-ном Гайдуком вновь встанет щекотливый вопрос разделения бизнеса и политики.