Донбасс болеет многопартийностью

Политическая атмосфера области пропитана ожиданием грандиозных перемен. Возвращение из многомесячной "заграничной командировки" олигарха Рината Ахметова, "реабилитация" лидера "регионалов" Виктора Януковича, закрытие дела Бориса Колесникова и признание "персоной грата" в украинском бизнесе Андрея Клюева — все это свидетельствует о возвращении к власти "старых донецких". На фоне слишком медленной самоорганизации "донецких новых".

Миссия Чупруна
Во время июльского посещения Донецка Президент Виктор Ющенко пообещал снять в сентябре губернатора Вадима Чупруна, если тот не примет срочных мер к исправлению социально-экономической ситуации. Зная непрогнозируемый нрав Виктора Андреевича, донецкий бомонд еще тогда начал активную, хотя и тайную подготовку к ротации г-на Чупруна.

Однако в сентябре Виктору Ющенко пришлось решать задачи совсем иного порядка: Президент подписал с Виктором Януковичем знаменитый меморандум, среди секретных статей которого, как поговаривают, содержались договоренности о разделении власти в Донецком регионе. Одним из "непечатных" условий меморандума якобы было требование оставить в покое донецкого губернатора.

Зачем "исконнодонецким" нужен Вадим Чупрун? Хотя бы для того, чтобы на его месте не оказался какой-нибудь "варяг" типа Михаила Поживанова или Юрия Кармазина. Ведь нынешний губернатор пусть и не "свой" для компании Виктора Януковича, но общий язык с ней нашел.

Местные наблюдатели считают, что г-н Чупрун — "одиночка", то есть никого не представляет. Имелась информация о его контактах с Юлией Тимошенко, но особо тесными их назвать довольно сложно. По крайней мере, Вадим Прокофьевич пытался себя зарекомендовать человеком, готовым примирить новую центральную власть и реально господствующую в области политико-финансовую группу. Выбранная тактика позволила губернатору избежать конфронтации с командой Ахметова–Януковича, а посему — столько долго продержаться при должности без особых публичных конфликтов.

Область делят по процентам
На сегодняшний день в области сформировано нескольких центров власти, вокруг которых группируются политические силы.

Во-первых, это Виктор Янукович, Партия регионов и все, что с ними связано. "Система Януковича", создававшаяся годами, обнаружила просто невероятный запас прочности. Она выдержала чудовищное давление, оказываемое на нее Киевом сразу по нескольким направлениям, и в слегка деформированном виде продолжала существовать, причем во вполне пригодном для контроля области состоянии. Теперь для нее наступает второе дыхание: забыты все прегрешения Виктора Януковича, с отставкой Юлии Тимошенко закрыто дело Бориса Колесникова, да и Андрей Клюев снова стал персоной грата — все это свидетельствует о возвращении к власти "старых донецких".

Большое значение имеет изменение статуса одного из самых богатых людей Украины Рината Ахметова: он снова обрел политическую поддержку Киева, бизнес у него не отбирают, даже наоборот — предлагают своими деньгами поддержать национальные программы. Правда, поговаривают, что взамен Ринат Леонидович пообещал в Киеве соблюдать политический нейтралитет. Однако отдаление г-на Ахметова от г-на Януковича так же трудно себе представить, как, например, дистанцирование Рината Леонидовича от родной корпорации СКМ. Скорее всего, формула ахметовского нейтралитета может воплотиться в поддержку сразу двух политических сил: Партии регионов и "Нашей Украины".

Борис Колесников — еще один сильный козырь в этой обойме. После выхода на свободу председатель Донецкого облсовета обрел весомое политическое имя и репутацию как минимум борца за справедливость. Однако после выхода из Лукьяновского СИЗО г-н Колесников как воды в рот набрал. Впрочем, "регионалы" спят и видят имя Бориса Викторовича на вершине своих избирательных списков.

Вторая политическая сила — это Владимир Бойко, глава правления Мариупольского металлургического комбината им. Ильича. В последнее время он все активнее заигрывает с социалистами и лично с лидером СПУ Александром Морозом. Дошло до того, что он вынужден был публично опровергать свое вступление в ряды СПУ. Владимир Бойко — хозяин полноценной империи (бывший мариупольский мэр Михаил Поживанов полагает, что г-н Бойко контролирует 40% Донецкой обл.). В этом контексте следует вспомнить и заместителя губернатора социалиста Юрия Грымчака. Он на протяжении последнего полугода активно выстраивал новую вертикаль власти: увольнял чиновников из плеяды Виктора Януковича, продвигая на освободившиеся должности своих людей. Именно в актив г-на Грымчака местные наблюдатели записали "вербовку" народного депутата Владимира Бойко.

В отличие от других регионов, руководители областных организаций Народного союза "Наша Украина" и "Батьківщини" официальных постов в исполнительной власти не занимают и в списке влиятельных не значатся. "Нашеукраинцы" под руководством Антона Клименко утонули в массовых разногласиях и никакими особо продуктивными идеями за последнее время не прославились. В политическом анабиозе пребывают и "тимошенковцы" под руководством Валентина Зубова. Позиции этой партии за последних 10–11 месяцев практически никак не изменились. После памятного визита Юлии Владимировны в Донецк в декабре прошлого года и ее выступления по ТРК "Украина" в оранжевой майке "Шахтера", "бютовцы" развили формальную деятельность по вербовке союзников. Даже фракцию в облсовете создали (во времена Януковича — вещь неслыханная!). Но вряд ли эта активность будет иметь какие-то ощутимые результаты на выборах. В настоящий момент в регион настойчиво проникает новый союзник Юлии Владимировны — Александр Зинченко со своим "Общественным антикоррупционным комитетом": Донетчина стала первым регионом, где формируются его структуры. Вряд ли это случайность.

Шахтерский "бронепоезд"
Донецкие шахтеры провели всеукраинскую акцию протеста. Она началась 10 октября в Донецке и фактически завершилась ровно через 10 дней под стенами Верховной Рады. Шахтеры Украины требовали 5,7 млрд грн. для финансирования отрасли. Мероприятие вышло каким-то неубедительным. Вместо обещанных 25 тысяч Профсоюз угольной промышленности смог привести под стены обладминистрации всего 4 тыс. протестантов, а в столицу добрались и того меньше. Дорог никто не перекрывал, даже касками ребята от души не постучали.

Если шахтерские акции протеста возникают, то, как правило, это нужно влиятельным в Донбассе людям. На этот раз официальным заказчиком выступил Профсоюз угольной промышленности (ПРУП) — структура, по своей природе близкая к старой власти, точнее — к Партии регионов и экс-губернатору Донецкой области Виктору Януковичу.

ПРУП обладает грандиозным человеческим ресурсом, в его рядах более 500 тыс. членов. Однако, в отличие от своего давнего конкурента — Независимого профсоюза горняков Украины, Профсоюз угольной промышленности не склонен к радикальным массовым действиям. Его "выпускают из бутылки", как правило, в самых ответственных ситуациях. По-видимому, таковая наступила: в Донецке свято уверовали, что после сентябрьского кризиса власти наступил идеальный момент для "политической реабилитации" Виктора Януковича, а заодно — и Рината Ахметова.

Характерно, что акции протеста оказались очень "мягкими": шахтеры никоим образом не задели честь Президента и даже не потоптались по правительству, они просто попытались таким своеобразным образом озвучить на всю страну вопрос о бюджетной проблеме Донбасса. И, вероятно, на следующем этапе эти проблемы быстренько разрешит Партия регионов.

Но даже и без этого незамысловатого пиара "регионалы" в ближайших восемь-девять месяцев удержат политическое лидерство в родной области. Но игры в одни ворота у них уже не будет.