Киев снова подсел на ракеты. Украина намерена возобновить формирование неядерных ракетных сил сдерживания

На прошедшей неделе министр обороны Анатолий Гриценко заявил, что стране необходим новый толчок в развитии ракетных войск — компонента обороны, который пребывал в стагнации после осуществленного в середине минувшего десятилетия добровольного ядерного разоружения. "Мы способны производить современные ракетные комплексы как в мирных, так и в военных целях — Украина принадлежит к числу немногих стран мира, которые обладают космическими технологиями. Тактические ракеты увеличат потенциал сдерживания от агрессивных действий по отношению к нашему государству. Первые шаги в этом направлении — это проведение исследовательских работ, определение тактико-технических требований", — сообщил он.

Впервые попытку начать формирование неядерных сил сдерживания Украина сделала в 2001 г. по инициативе Леонида Кучмы. В связи с рядом громких скандалов, прогремевших в то время, отношения между Киевом, США и ЕС значительно охладели, что заставило экс-президента "припугнуть" Запад возможной коррекцией бесхребетной оборонной политики Украины. Чтобы показать серьезность намерений, Киев тогда создал отдельное командование стратегическими неядерными силами сдерживания (СНЯСС). В их состав планировалось включить все имеющиеся у Украины ракетные силы. Первую отдельную дивизию — в ее состав входят три ракетные бригады, оснащенные комплексами 9К72 (более известными по классификации НАТО как Skad B). Они способны поражать цели на расстоянии около 500 км. А также 13-ю Отдельную дивизию дальней авиации — два авиаполка тактических бомбардировщиков Ту22М3 (Backfire), вооруженных крылатыми ракетами украинского производства Х 22 (Kent) с неядерными боеголовками (они способны нести тяжеловесный вакуумный или бетонобойный боезаряд весом до полутонны на расстояние более 1 тыс. км).

Однако поставленных целей достичь не удалось. Уже к 2002 г. тогдашний президент распорядился сократить отечественный неядерный ракетный потенциал. В результате две из трех бригад Первой ракетной дивизии, а также Управление дальней авиации Генерального штаба были расформированы. Планировалось, что к 2007 г. на вооружении армии должны остаться только оперативные силы — 46 пусковых установок оперативно тактических ракет "Точка".

При этом активно создавая себе имидж "главного ракетчика страны", Леонид Кучма не мог без явных причин полностью разоружать украинские войска СНЯСС. А потому предлогом для ликвидации имеющихся сил неядерного сдерживания стал проект создания днепропетровским "Южмашем" нового типа тактических ракет "Гром" — на них якобы планировалось перевести последнюю из оставшихся ракетных бригад. Однако новые ракеты на вооружение так и поступили. Значительное ухудшение внешнеполитической обстановки вокруг украинских границ, в частности, "тузлинский кризис" 2004 г. и обострившийся в начале 2005 г. "севастопольский конфликт" снова заставили власть пересмотреть политику развития неядерных сил сдерживания. Одним из наиболее очевидных шагов в этом направлении стало утверждение Виктором Ющенко в сентябре 2005 г. решения о возобновлении испытаний тактических ракет и воссоздании Центрального ракетного полигона в Крыму. Этот единственный в нашей стране полигон был законсервирован после инцидента 2002 г., когда запущенная с него российская ракета сбила российский же гражданский самолет. По всей видимости, и нынешнее оживление Киевом ракетной политики также не обойдется без болезненного внимания со стороны России, которой придется более щедро проплачивать пророссийское лобби — украинский ВПК уже получил дорогостоящие заказы на разработку и производство новых тактических ракет (выпуск каждой обходится примерно в $10 млн), и остановить этот процесс будет непросто.