Александр Омельченко: "Нынешняя власть похожа на верблюда, который плюет на людей"

После почти полугодового молчания в большую политику решил вернуться самый яркий оппонент Леонида Черновецкого — экс-мэр Александр Омельченко. Уже в сентябре Сан Саныч намерен официально зарегистрировать структуру, которую называет альтернативной мэрией. В интервью "ДС" экс-городской голова сообщил, что его бывшие заместители и начальники главков КГГА, опираясь на поддержку определенной части нынешних депутатов Киеврады, должны положить конец "клоунаде г-на Черновецкого". Судя по всему, многолетний столичный городской голова, лишившийся своего поста благодаря Леониду Черновецкому, собирается устроить своему визави горячую политическую осень. Это как минимум.Планы дальнейшей политической карьеры самого Александра Омельченко пока покрыты туманом, официально он не подтверждает своего участия в возможных досрочных выборах киевского городского головы, перспектива которых становится все более реальной: на прошлой неделе Центризбирком еще раз продлил сроки резервирования места депутата Верховной Рады за Леонидом Черновецким, который уже пять месяцев пытается усидеть на двух стульях и никак не может решить, кем же он хочет работать — мэром столицы или всего лишь парламентарием. Вслед за решением ЦИКа эксперты заговорили о том, что Леонид Черновецкий еще больше разочаровался в своей мэрской перспективе, и о том, что новые выборы в Киеве, возможно, уже не за горами. И возвращение Александра Омельченко, жестко, на грани фола критикующего нынешнюю городскую власть, может стать той последней каплей, которая подточит камень решимости нынешнего киевского мэра.

— Александр Александрович, стало ли поражение на выборах мэра уроком для вас?

— Я шел на выборы как беспартийный самовыдвиженец. Некоторые партии поддержали мою кандидатуру. Я не создавал избирательного штаба и запасных аэродромов. Но демократии не получилось: методы моих противников, особенно Леонида Черновецкого и Виталия Кличко, отличались от моей избирательной кампании грубыми наговорами и откровенным враньем, которое не подтвердилось. Но главное, конечно же, в том, что "Наша Украина" подпольно и тайно вела к креслу мэра сразу трех кандидатов. И это происходило с ведома Секретариата Президента и, конечно же, вождей "НУ": лично Виктора Ющенко как почетного главы партии, Романа Безсмертного и его помощников (Петра Порошенко и Николая Мартыненко). Круг этих людей создал теневую технологию трех кандидатов от одного блока: якобы поддерживали Омельченко, якобы Кличко и якобы Черновецкого. Эта тактика сработала.

— Чем вы занимались последние полгода? О вас ничего не было слышно?

— Прежде всего я отдыхал. И совершенно откровенно скажу, что за это время мне удалось полностью восстановить свое здоровье, которое было потрачено на управление Киевом в течение 10 лет. Сегодня я в прекрасной физической форме и готов к напряженной работе. Еще я тщательно анализировал каждый шаг так называемой новой власти.

— И какова ваша оценка?

— Власть, которая пришла в столицу, кардинально отличается от всех за предыдущие 15 лет. Никогда в Киеве городской голова не избирался таким низким процентом голосов населения. Вы помните: 32% — Черновецкий, 24% — Кличко и 21% — Омельченко. По логике, при таком раскладе выборы должны были пройти в два тура. Тогда Черновецкий и Кличко попадали в финал и кто-то один из них становился победителем, набрав более 50% голосов. А если учесть, что на выборы пришло 70% киевлян, то получается, что Черновецкий был избран 22% голосов — даже не каждый пятый столичный житель голосовал за него.

Второе. Сессии Киеврады должны проводиться в специально обустроенном для этого зале, где работает электронная система подсчета голосов "Рада". Но сессии там не бывает, потому что результаты голосования сразу же высвечиваются на табло. Их просто невозможно сфальсифицировать. Сегодня заседания проходят в Колонном зале с использованием метода ручного подсчета голосов.

Третье. Скажите, пожалуйста, а сколько решений приняла Киеврада начиная с апреля? Порядка 20! Это норма для одного часа пленарного заседания. Это говорит о том, что аппарат КГГА не работает. Там просто нет кадров. Иван Салий на сегодня и. о. заместителя, так как ему не присваивают статус заместителя. Владимир Головач — и. о., Анатолий Голубченко — и. о., Денис Басс — и. о. Где это видано, чтобы за полгода после выборов не была сформирована исполнительная вертикаль? Сейчас в Киеве полный кризис власти.

Кроме того, программа социально-экономического развития города на 2006 год провалена. Остановлено строительство метрополитена, и в "Киевметрострое" люди три месяца не получают зарплату. А почему сегодня не введен в эксплуатацию Центр сердца, подобного которому нет даже в Европе? Мы же получили кредиты банков! К нынешнему Дню Независимости Украины он должен был заработать. А Детский кардиологический центр? Мог бы быть готов еще в апреле! А где второй выход со станции "Дарница"?

Нынешняя власть занимается рэкетом! Где это видано, чтобы зять или невестка Президента Украины, спикера или любого министра сидели в кабинете их первого заместителя? А зять г-на Черновецкого сидит в кабинете бывшего первого зама, и ни одно решение, которое не пройдет через него, до Черновецкого не доходит!

— Как вы оцениваете политику деления городскими властями киевлян на бедных и богатых?

— Как можно расценить то, что Черновецкий поднял цены на хлеб на 37%, имея на 1 августа 43 тыс. т зерна, которые были закуплены еще нашей властью по старым ценам? Расценки можно было бы пересматривать только 1 октября, когда установлен точный фактор цены на зерно нового урожая, и думаю, что отличие составило бы как минимум 12–13%.

А последнее общественное слушание по "Элита-Центру"? Банк "Правэкс" имел прямое отношение к "Элите", к счетам аферистов! А г-н Черновецкий утверждает, что якобы уже нет обиженных и обездоленных?

— Кстати, получат ли, на ваш взгляд, пострадавшие инвесторы в конце концов жилье?

— В свое время аферу "Элита-Центра" мои оппоненты широко использовали против меня, враньем подрывая мой имидж. А мы поступили адекватно: разработали программу, утвердили ее на сессии, был организован специальный комитет, который возглавлял мой первый зам Валерий Борисов. Мы создали дирекцию на базе существующего коммунального инвестцентра, утвердили адресную программу, рассчитанную на два–три года, которая окупила бы все затраты инвесторов без ущерба для бюджета. Все это сохранилось, и все это есть. Но закончились выборы, попытка подорвать авторитет Омельченко удалась, и нынешняя власть сегодня плюет, как верблюды в зоопарке, на посетителей: люди заплатили деньги, купили билет и пришли посмотреть на верблюда, а он взял и плюнул на них.

— Как вы прокомментируете намерение новой городской власти приватизировать все коммунальные предприятия?

— А как понять распоряжение Черновецкого отделить энергетический холдинг от "Киевэнерго"? Приватизация объявлена для того, чтобы заполучить акции банка "Хрещатик". У многих КП столицы есть в уставе акции банка, которыми всегда владела Киеврада. Лишая Киевраду контрольных пакетов акций предприятий, автоматически осуществляется акционирование банка "Хрещатик", который уже к концу года может стать акционерным банком хитрунов. Черновецкий пользуется тем, что депутаты Киеврады не имеют еще силы и опыта, а та часть, которая знает об этом запланированном ходе, молчит. У каждого свои интересы.

— А какие КП владеют акциями "Хрещатика"?

— Таких предприятий несколько: метрополитен, генеральная дирекция мостодорстроя, водоканал и так далее. У нынешней власти совесть совсем штопаная, и пусть об этом знает начальник Главного управления финансами КГГА Виктор Падалка! Он был главой НС банка "Хрещатик". Я, Бронислав Сташевский и Виктор Падалка создали этот банк, он стал стабильным, с контрольным пакетом акций в Киевраде. А теперь г-н Падалка уступил место главы наблюдательного совета одному из людей Черновецкого! И они думают, что сделают из "Хрещатика" дочернее предприятие "Правэкса"?

— Черновецкий говорит, что город перевыполнил бюджет за первое полугодие на 200 млн грн.

— Я слышал о таких заявлениях Черновецкого. Их, без сомнения, положил ему на язык Виктор Падалка. Лучше пусть развернут перед киевлянами доходную и расходную части бюджета, постатейно, и тогда мы дадим подлинную оценку. Все это популизм. Это неправда.

— Как вы оцениваете решение ЦИК о повторном продлении до декабря 2006 г. полномочий депутата Верховной Рады Леониду Черновецкому?

— Я хочу перефразировать ваш вопрос. Я хочу спросить, а на каком основании ЦИК приняла такое решение: только потому, что Президент, спикер Верховной Рады и премьер-министр уже много лет хотят реформировать судебную систему и правосудие? Или потому, что первым Президент, а вторым спикер, а третьим премьер, а потом каждый из нас должен жить по законам, Конституции? Я изучил систему власти, возглавляя 10 лет Киев: без ведома Президента, главы правительства, или спикера, или же всех троих ЦИК никогда бы не приняла повторно такое неправомерное решение. Где мотив, логика? Тогда все 450 депутатов Верховной Рады, из которых только один г-н Черновецкий имеет такие привилегии продления срока депутатских полномочий, но не ходит на сессии парламента, могли бы также не посещать сессии. И тогда не было бы Верховной Рады. У одного был бы бизнес, второй хотел бы побыть министром и так далее. Если г-н Черновецкий боится потерять статус народного депутата и продлевает свой срок депутатской неприкосновенности, то для этого он имеет все основания: как только Черновецкий ее утратит, он предстанет перед судом за дела, которые за ним были еще до избрания киевским городским головой. И он об этом знает лучше, чем мы с вами.

— Как вы относитесь к версии ухода в ближайшее время нынешнего мэра Киева в парламент?

— Если это стимулируется и тайно поддерживается высшими эшелонами власти, то это тройное преступление. Такой вариант вполне возможен, но подтверждений у меня пока нет.

— Если в Закон "О столице" будут внесены изменения и Президент предложит вам занять пост главы КГГА, а в кресле городского головы останется Черновецкий, вы согласитесь?

— Не предложит. Но свою дальнейшую судьбу я вижу только в труде: творческом, активном, общественном, политическом, административном. Я не хочу себя переоценивать, но у каждого человека есть амбиции. У меня амбиции высокие, и я этого не стыжусь. Были у меня разговоры с Морозом, Ющенко, Януковичем. Беседы были разные, но конкретных решений с их стороны нет. Какие-то предложения мне не подходят, а того, которое мне подойдет, я буду ждать.

— Ходят слухи о том, что ваша команда не распалась и вы сейчас создаете подпольную мэрию.

— Мэрия не может быть подпольной. А вот альтернативной — да. Она может существовать в виде общественной или политической структуры. Уже в сентябре–октябре у нас с киевлянами будет много работы. Мы должны не дать творить грех, рэкет и ограбление Киева в особо крупных масштабах. Если в Секретариате Президента этого не видят и если на страже этого не стоят СБУ, МВД, прокуратура, то будем помогать мы. Это будет помощь киевлянам. Мы не можем быть пассивными наблюдателями и под столом хлопать Черновецкому, приговаривая: "Ну-ну, творите-творите, придет время, ты еще поплатишься". Это будет нечестно и непорядочно. Уже те примеры, о которых мы говорили, дают нам все основания приостановить Черновецкого.

— Не считаете ли вы предателями тех, кто остался работать с новым мэром?

— Когда я проиграл выборы, первым делом собрал всех своих заместителей и начальников подразделений. И сказал, чтобы они приложили максимум усилий, для того чтобы удержаться в своих должностях в целях сохранения всех тех наработок, над которыми мы вместе трудились 10 лет. Но я никому не рекомендовал променять на кресло свою совесть, честь и достоинство. А таких людей на поверку оказалось много. Бог им судья. Больнее всего, что с днем рождения меня не поздравили мой бывший первый заместитель Иван Фоменко и начальник Главного управления финансов Виктор Падалка. Ну ничего, думаю, через несколько месяцев они поздравят меня дважды.