Источник вдохновения. Региональные журналисты стали обходиться издателям все дороже и дороже

Продвижение издателей в провинцию в нынешнем году обострило на локальных рынках борьбу за журналистов. Ценой немалых финансовых затрат киевлянам удалось выиграть кадровую войну и набрать людей: предлагаемые ими зарплаты как минимум на 50% выше традиционных для регионов. Тем самым они дали старт повышению окладов в отрасли.

Cлово за слово

В региональных газетах практически некому работать. Если прежде издателей спасала невысокая конкуренция, то в нынешнем году в регионы устремились национальные издательские дома, в частности, "Пресс-центр" ("Газеты по…"), "Медиадом" ("24"), KP Publications ("15 минут"), которые активно открывают редакции в крупнейших городах страны (на сегодняшний день они уже есть в Днепропетровске, Харькове, Донецке, Одессе). Достаточно динамично развивается и еженедельник "Статус. Экономические известия", представительства которого работают в 12 городах. Одесская редакция работает и газете "Сегодня".

Региональные издатели оказались неготовыми к столь активному натиску столичных конкурентов, которые попросту уводят у них лучших сотрудников. "Национальные ИД предлагают журналистам и редакторам существенно большую, чем местные, зарплату, поэтому специалисты массово уходя в новые проекты", — констатирует главный редактор донецкой газеты "Салон Дона и Баса" Елена Герус. По данным "ДС", если региональные издания в лучшем случае готовы платить авторам $300–400 в месяц, то их столичные конкуренты предлагают до $600. Редакторам отделов переход на новое место работы сулит $800 вместо прежних $600, главным редакторам — от $1 тыс. в месяц. В качестве бонуса новые работодатели предлагают также раскрученные названия и достаточно престижный в регионах национальный статус проектов, что является их дополнительным конкурентным преимуществом в борьбе за лучших специалистов.

Региональные издатели в один голос жалуются, что теперь им еще сложнее найти персонал. "Мы планируем запустить новый проект, но опасаемся, что не сможем набрать команду", — сетует выпускающий редактор днепропетровской редакции еженедельника "Событие" Владимир Манченко. Исполняющая обязанности редактора газеты "Вечерний Харьков" Наталия Васильева рассказывает, что они уже два месяца не могут закрыть редакторскую вакансию. "Большинство претендентов отличаются крайне невысоким профессиональным уровнем, а те, кто нам подходит, просят слишком высокую зарплату", — поясняет она. 

Талант не купишь

 На первый взгляд, именно несоответствие запросов издателей и возможностей их потенциальных сотрудников является главной проблемой отрасли. По данным председателя независимого Украинского медиапрофсоюза Сергея Гузя, динамика зарплат региональных журналистов существенно ниже, чем в целом по рынку труда. Так, на сегодняшний день средний доход редакционного работника составляет 1–1,5 тыс. грн. в месяц, что всего на 25–30% больше, чем три года назад. При этом другие специалисты за тот же период подорожали на 50–100%. Сами же журналисты хотят получать не менее $1 тыс. в месяц и ищут все возможности, чтобы "дорасти" до этой планки. Многие продолжают штурмовать столичные издания, причем, поскольку последние также испытывают немалые кадровые трудности, приезжие имеют все шансы в течение года сделать неплохую карьеру и добиться материального благополучия, что является хорошим примером для оставшихся коллег и провоцирует новые волны миграций.

Как следствие, грамотных специалистов на локальных рынках остается все меньше. "В Одессе ярких журналистов можно пересчитать по пальцам одной руки, а хороших редакторов — еще меньше. Те, кто не уехал в Киев или Москву, уходят в другие сферы деятельности — бизнес, юриспруденцию, PR и пр. Тем не менее издатели продолжают экономить на специалистах, считая, что за $200–300 в месяц можно нанять профессионального журналиста", — отмечает главный редактор одесской газеты "Слово" Сергей Милошевич. Но даже столичным издателям, которые вроде бы вполне готовы платить больше, не удалось избежать сложностей. Заместитель главного редактора по регионам газеты "15 минут" Максим Минин констатирует, что из-за нехватки специалистов даже в городах-миллионниках выбор претендентов как на должность главного редактора, так и на корреспондентские вакансии крайне узок. "Мы вынуждены рассматривать кандидатуры двух-трех, а то и одного соискателя на редакторскую ставку. С журналистами ситуация не лучше. Найти за месяц двух хороших авторов — большая удача", — говорит г-н Минин. При этом требования, которые предъявляют к претендентам столичные издания, нельзя назвать слишком высокими: главное, чтобы специалист имел хоть небольшой опыт работы и знал местный рынок. "На собеседованиях мы также предлагаем выполнить тестовое задание, что позволяет оценить авторский стиль", — рассказывает г-н Минин, отмечая, что уровень подготовки локальных журналистов невысок. Многим попросту не хватает общей эрудиции, что не позволяет находить креативные решения, которые так ценит издатель. "Причина сложившейся ситуации лежит на поверхности: опытные журналисты давно уехали из регионов, а молодежь просто некому учить", — подытоживает он.

Директор по персоналу ЗАО "Сегодня Мультимедиа" Ярослава Лоянич рассказывает, что должность главного редактора издания "Одесса Сегодня" занял специалист из киевской команды. В регионах же, по ее мнению, чтобы найти действительно высококлассных специалистов, приходится переплачивать 20–40% от их реальной стоимости.

С чистого листа

 Надо отметить, что поход издателей в регионы сдвинул с мертвой точки зарплатный вопрос. В некоторых локальных изданиях ставки уже выросли, другие планируют пересмотреть их в ближайшее время. Скажем, в Днепропетровске средняя зарплата журналиста буквально в течение нескольких месяцев увеличилась с $300 до 400, а редакторский оклад — с $500 до 700. Схожие цифры называют и донецкие издатели, отмечая, что, повысив ставки на $100–200, они были вынуждены урезать премиальный фонд, а некоторые — отказаться от гонорарной системы (15–30 грн. за 1 тыс. знаков). В Харькове, Одессе и Львове журналистские зарплаты по-прежнему стартуют с $250–300, а редакторские — с $400 в месяц, притом что представители менее интеллектуальных профессий, скажем, те же строители, получают практически столичные зарплаты, достигающие $1 тыс. в месяц.

Впрочем, Елена Герус уверена, что нынешнее повышение окладов в отрасли не спасет ее от системного кризиса. "Уже буквально через полгода этот подход к решению кадрового вопроса даст трещину и, чтобы удержать людей, придется вновь повышать ставки", — считает она. Но, как утверждает Сергей Гузь, далеко не все локальные издания смогут выдержать зарплатную гонку, так как на сегодняшний день только два-три издания на область можно считать коммерчески успешными, остальные еле сводят концы с концами. Вовсе не факт, что не сойдут с дистанции и сами инициаторы игры на повышение — столичные ИД. "Киевские зарплаты в регионах предусматривают столь же высокие тиражи и доходы от рекламы. Но покупательская способность местного населения и емкость рекламного рынка таких успехов пока не обещают", — отмечает Максим Минин.

Чтобы решить кадровый вопрос с наименьшими финансовыми затратами, издатели планируют сделать ставку на новичков. "Мы будем растить специалистов сами. Сейчас набираем людей, оцениваем их потенциал, в последующем — займемся обучением", — рассказывает Владимир Манченко.

Елена Герус придерживается схожего мнения, отмечая, что престижность журналистской профессии в регионах по-прежнему высока, поэтому недостатка в начинающих авторах нет. В то же время, по ее словам, попытка открыть собственную школу журналистики, по аналогии с IREX, у них провалилась: для этого проекта не хватило ресурсов. Издатели скептически оценивают идею своих образовательных центров, поскольку на сегодняшний день главной целью проектов являются все же коммерческие результаты, а не обучение персонала. Неплохим подспорьем могло бы стать сотрудничество с факультетами журналистики при местных вузах, но тамошнее качество подготовки студентов пока не выдерживает никакой критики. Сергей Милошевич же считает, что региональным СМИ сейчас не до обучения персонала, так как у многих снижаются тиражи и рекламные поступления. "Те, кто пытается хоть как-то держать марку, заказывают статьи хорошим внештатным авторам, другие же просто плывут по течению, заполняя полосы тем, что есть в наличии", — резюмирует он.

Национальные ИД также ограничиваются исключительно "курсом молодого бойца", проводя для новых сотрудников тренинги и знакомя их с принципами работы в компании. На более системное образование у издателей не хватает не только сил и денег, но и желания. Ведь повышение уровня подготовки специалистов нужно постоянно подкреплять надбавками к зарплате, иначе издание попросту превратится в кузницу кадров для конкурентов. Впрочем, те, что не будут ничего предпринимать, рискуют не меньше. Ведь по мере дальнейшего продвижения национальных проектов на локальные рынки борьба за персонал будет только нарастать, что поставит наиболее слабых издателей на грань выживания, а то и вынудит вовсе уйти из бизнеса.