Европа нас не хочет. Чиновники Европейского Союза вместо расширения блока выстраивают "санитарный" кордон на границах Украины

В ближайшей перспективе Украине нечего рассчитывать на присоединение к Европейскому Союзу — такой вердикт лидеров ЕС, правда, в более благовидной форме озвучила на прошлой неделе канцлер Германии Ангела Меркель. Вместо четких перспектив членства в Евросоюзе она пообещала Киеву соглашение об ассоциированном членстве, которое ни к чему не обязывает Европу, но дает лишний повод вменить нам в вину тысячи смертных грехов — от вялости реформ в судебной системе и госуправлении до недостаточных усилий по созданию благоприятного бизнес-климата. В действительности же Старый Свет, озабоченный решением собственных проблем, попросту не хочет новых сложностей от расширения блока за счет Украины.

Им не до нас

То обстоятельство, что позицию Европы в отношении Украины озвучил представитель Германии, главный агент российского влияния в Старом Свете, можно считать весьма символичным. На прошлой неделе канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что наша страна может рассчитывать только на соглашение об ассоциации с ЕС. "Мы, Федеративная Республика Германии, можем себе представить, что оно означает не только соглашение об усиленном сотрудничестве, но его можно квалифицировать как договор об ассоциированном членстве. Это не статус, а квалификация нового соглашения. Не следует путать его c конкретными перспективами вступления в Евросоюз, однако это довольно тесное приближение к нему через проведение политики добрососедства", — заявила она. Призрачность наших шансов присоединиться к европейскому сообществу подтвердило и прошедшее в минувший вторник совещание глав МИД ЕС. Европейские министры так и не смогли прийти к единому мнению относительно дальнейшего расширения блока за счет интеграции в него нашей страны. Предложение президента Франции Николя Саркози воспринимать соглашение об укреплении связей с Украиной как "договор о сотрудничестве" (документ, позволяющий рассматривать Киев в качестве потенциального члена Европейского Союза) поддержали Швеция и Польша. Зато Нидерланды и Бельгия высказались категорически против такого шага. В результате министры пришли к выводу, что в усиленном соглашении с Украиной не будет предусмотрена перспектива ее членства в ЕС. По сообщению Еврокомиссии, стороны также договорились, что Франция, председательствующая ныне в Евросоюзе, займется организацией саммита Украина–ЕС, который в сентябре пройдет во французском Эвиане.

Европе сегодня не до нас. Ей приходится решать более насущные проблемы, прежде всего это преодоление финансового и продовольственного кризиса. Кроме того, по словам эксперта Французского института международной политики Сюзанне Нис, Европейский Союз не может предложить Киеву перспективу членства из-за политического кризиса внутри сообщества. "Население стран ЕС пессимистически относится к какому-либо расширению. Европа пребывает в глубоком кризисе из-за ирландского "нет" (провала референдума по Лиссабонскому договору — аналогу общеевропейской конституции. — "ДС") и потенциального "нет" со стороны Чехии и Польши", — говорит она. Комментируя ситуацию для украинцев, европейцы называют совершенно иные причины нежелания принимать их в европейское сообщество. "Есть еще один момент, который признается и самой Украиной: это то, что перед ней стоят определенные задания, которые необходимо выполнить, чтобы достичь того уровня, при котором она действительно будет готова стать членом Евросоюза. Необходимо создать более привлекательный бизнес-климат, придерживаться соблюдения прав собственности, осуществить реформы в судебной системе, госуправлении и администрировании, усилить борьбу с коррупцией", — считает председатель представительства Европейской комиссии в нашей стране Иен Боуг. "На сегодня Украина не является субъектом внешней политики, это объект внешней политики. Ее, как фишку, разыгрывают сильные игроки. Сюда можно отнести США, Европу и Россию. Это они определяют наше будущее", — комментирует позицию Старого Света член комитета ВР по вопросам правосудия Вадим Колесниченко.

Соседи Марокко

Впрочем, Виктор Ющенко заявления Ангелы Меркель о возможном ассоциированном членстве для Украины почему-то воспринял с неподдельной радостью. "Дискуссии относительно названия соглашения, возникшие два года назад, закончились. Это колоссальный прогресс", — заявил он. "Наша главная цель — в конце 2009 года получить действительно мощный инструмент реальной адаптации интересов ЕС и Украины, взаимного проникновения и сближения, которое в итоге приведет к полноправному членству нашей страны в этой организации", — вторил ему министр иностранных дел Владимир Огрызко.

Вне зоны внимания представителей украинской власти осталось то обстоятельство, что договор об ассоциации Евросоюз подписал с 38 странами, среди которых такие, которые вообще не претендуют на членство в Европейском Союзе (Тунис, Израиль, Марокко и Алжир). Кроме того, в Брюсселе Украину ставят в один ряд с североафриканскими государствами в рамках так называемой европейской политики соседства: комплекса мероприятий ЕС по налаживанию отношений с сопредельными странами, которые не будут претендовать на членство в организации. Суть такой политики, как и договоров об ассоциации, сводится к добрососедским отношениям, которые, в общем, и так зафиксированы в двусторонних документах.

Более того, официальные представители Еврокомиссии пока не подтверждают даже перспективу Украины заключить с ЕС договор об ассоциации. "Заявления госпожи Меркель отражают лишь позицию руководства Германии. На сегодняшний день еще нет решения ни относительно названия нового соглашения, ни о возможном содержании его политической части", — заявили "ДС" в представительстве Еврокомиссии в Киеве, комментируя последние события.

Шенгенская стена

Наших соотечественников интересуют более приземленные вопросы, такие, скажем, как возможность свободно перемещаться по Европе. Однако отмена визового режима со странами Европейского Союза, которое Министерство иностранных дел обещает к 2012 г., вообще может остаться за бортом переговоров о содержании будущего усиленного соглашения Украина—ЕС. До сих пор переговорщики от Старого Света предпочитали обсуждать с коллегами из Киева только вопросы, интересующие Европу: перспективы создания зоны свободной торговли и планы по гармонизации украинского законодательства (в первую очередь экономического) с нормативами Евросоюза. Все попытки отечественных переговорщиков перевести диалог в сферу наших интересов пока оказывались безрезультатными.

Чтобы ублажить Европу, Киев сделал немало. Еще в 2005 г. в одностороннем порядке были отменены въездные визы для граждан США, Канады и ЕС, а позднее Украина подписала с Евросоюзом соглашение о реадмиссии, обязавшись принимать назад задержанных на территории стран — членов ЕС нелегальных мигрантов, если будет доказано, что они попали туда через территорию нашей страны (договоров о реадмиссии с соседними Беларусью и Россией, откуда к нам попадает большинство мигрантов, у нас нет). Все это, как считали в Киеве, подвигнет Старый Свет на ответный шаг — ликвидировать визы на въезд в Европу для украинских граждан. Однако вместо этого Европейский Союз захотел еще большего: в конце прошлого года он потребовал от нашей страны предоставить право безвизового въезда для граждан новых членов блока — Болгарии и Румынии. Чтобы происходящее не выглядело совсем уж неприличным, визовое соглашение между Украиной и ЕС, вступившее в силу с 1 января 2008 г., задекларировало облегчение визового режима для отдельных наших граждан. Получать визы по сокращенной процедуре теперь могут спортсмены, журналисты, ученые, студенты, бизнесмены и деятели искусств. Упрощение должно было состоять в уменьшении перечня документов, необходимых для получения права на выезд. Украинцам обещали отменить требование предоставлять данные о бронировании билетов в оба конца и номеров в гостиницах, а также распечаток о движении средств на банковских счетах.

На деле единственным сдвигом после подписания соглашения оказалась возможность получить визу бесплатно упомянутым категориям граждан. Но и они, чтобы попасть в Европу, по-прежнему должны предоставлять полный пакет документов. Кроме того, несмотря на единство шенгенского пространства, к которому принадлежит большинство нынешних членов ЕС, консульство каждой страны до сих пор требует от украинцев разные документы на свое усмотрение. Не спешат европейцы выполнять и другие свои визовые обязательства. Среди прочего договор предусматривал норму, согласно которой в случае отказа в предоставлении визы консульские работники обязаны пояснить его причины. По многочисленным свидетельствам, получить вразумительные ответы на свои вопросы "отказники" до сих пор не могут. Страны — новички шенгенского соглашения также отказываются выдавать многоразовые визы более чем на полгода, хотя договором предусмотрена возможность получения их на срок до пяти лет.

"Несмотря на единство шенгенского пространства, нормы ЕС позволяют каждой стране применять особые процедуры при выдаче виз, и Еврокомиссия не имеет права настаивать на унифицированной системе", — оправдываются в представительстве Еврокомиссии в Киеве и советуют нашим соотечественникам почаще обращаться в Министерство иностранных дел Украины с требованием участия дипломатов в конфликтных ситуациях. При этом в Еврокомиссии даже не могут сказать, будут ли визовые вопросы включены в повестку дня переговоров по большому договору с Киевом.