День закрытых дверей. Государство предлагает инвесторам вкладывать средства, не оговаривая четких условий их возврата

На текущей неделе, как ожидается, Президент Виктор Янукович подпишет закон "О государственно-частном партнерстве", принятый парламентом 1 июля 2010 г. Документ очерчивает основные правила осуществления совместных проектов между центральными и местными органами власти с одной стороны и частными компаниями — с другой. Однако инвесторы, не имеющие связей во власти, вряд ли согласятся вкладывать значительные средства на предложенных условиях.

Законопроект "О государственно-частном партнерстве" открывает возможность сотрудничества практически во всех сферах. Исключение составляют те виды деятельности, которые могут осуществлять лишь государственные предприятия (к примеру, торговля оружием, производство спирта и пр.). Наиболее интересными для инвесторов могут стать совместные проекты по разработке нефтегазоносных месторождений, строительству дорог, переработке отходов, производству электроэнергии и поставке газа. "Чтобы обкатать схемы сотрудничества, можно выбрать несколько объектов в области мусоропереработки и водоочистки, вместе с грамотными консультантами (финансовыми, инженерными, юридическими) подготовить соответствующие конкурсы. Указанные проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) объемом $100–200 млн вполне реализуемы в нынешних финансовых условиях", — отметил в комментарии "ДС" Кирилл Ратников, глава практики юридической фирмы Magisters по инфраструктуре и ГЧП в странах СНГ.

Однако в законе имеется немало пробелов, способных оттолкнуть крупных инвесторов. По нему вид договора (концессия, договор о разделе продукции и пр.) определяет орган власти, решивший привлечь частного инвестора. К тому же в документе ни слова не сказано о пропорциях распределения прибыли между государством и бизнесом после завершения проекта, нормах его прибыльности, которая бы считалась достаточной для успешности партнерства. Хотя именно это является одной из главных причин того, что Украина, к примеру, так и не смогла в полной мере воспользоваться преимуществами строительства дорог на условиях концессии. "Партнерство должно предполагать в первую очередь взаимовыгодные условия, долевое участие в распределении прибыли или иной выгоды, приобретение в результате партнерства определенных преимуществ. Документ лишь говорит, что государственно-частное партнерство должно осуществляться на условиях справедливого разделения рисков. При возникновении малейшего конфликта эта размытость формулировок, скорее всего, обернется против частного партнера", — прогнозирует адвокат Александра Павленко, партнер Правовой группы "Павленко и Побережнюк".

Еще один серьезный недочет — отсутствие гарантий стабильности правового поля. Проекты, осуществляемые в рамках государственно-частного партнерства, рассчитаны на 5–50 лет. И, как оговаривается в документе, в течение всего этого срока к партнерам будут применяться законодательные нормы, действовавшие на момент заключения договора. За исключением налогового, валютного, таможенного и лицензионного законодательства. Но неизменность именно этих законов является для инвесторов ключевой.

"За рамками регулирования остался такой важный вопрос, как право собственности на объекты, возводимые в рамках государственно-частного партнерства. Закон гарантирует сохранение права государственной и коммунальной собственности на уже существующие объекты, которые передаются государством или территориальной общиной в ГЧП, в том числе на объекты реконструированные. Но может ли инвестор приобретать в собственность вновь возведенные здания или сооружения, непонятно", — отмечает Александр Бородкин, советник юридической фирмы "Василь Кисиль и партнеры".

Инициировать сотрудничество в рамках государственно-частного партнерства может и сам бизнес. На основании поданной заявки орган власти принимает решение о начале реализации такого проекта в двухмесячный срок. Однако сам инициатор в результате может остаться за бортом, поскольку компания, которая станет реализовывать проект, будет отбираться на конкурсе. "Правда, в документе есть пункт, согласно которому в случаях, предусмотренных законом, такой конкурс можно не проводить. То есть в "особо важных" ситуациях партнер государства может определяться кулуарно. Причем совсем не обязательно, что это будет компания, подавшая заявку на реализацию такого проекта", — отмечает г-жа Павленко. Учитывая все подводные камни нового закона, сотрудничать с государством решатся лишь компании, руководство которых вхоже в высокие чиновничьи кабинеты. Да и они отважатся инвестировать лишь в проекты, сроки реализации которых не превышают пяти лет. Ведь наша власть всегда может создать такие условия, при которых дальнейшее сотрудничество станет невозможным.