Тарифные войны, в которых нет победителей

На внутреннем рынке перевозок грузов железнодорожным транспортом Украины продолжаются тарифные войны. На минувшей неделе Кабинет Министров создал межведомственную рабочую группу, которая должна проанализировать механизм формирования тарифов в этом сегменте грузовых перевозок.

Показательным является тот факт, что, кроме представителей ряда министерств и ведомств, в состав группы вошли менеджеры двух металлургических комбинатов — Мариупольского им. Ильича и Днепровского им. Дзержинского. Ведь не секрет, что именно разногласия вокруг тарифной политики лежат в основе конфликта между "Укрзалізницей" и металлургами. Последние перманентно жалуются на завышенные расценки железнодорожников и, как следствие, делают вид, что отдают предпочтение автомобильному транспорту, а "Укрзалізниця" вынуждена повышать тарифы, что вызвано инстинктом самосохранения — как у тех, так и у других. Во-первых, от тарифов на железных дорогах зависит конкурентоспособность, а в условиях периодически объявляемых за рубежом антидемпинговых расследований в отношении продукции украинских предприятий горно-металлургического комплекса повышения платы за транспортировку могут служить дополнительной удавкой, причем в собственной стране.
С другой стороны, железнодорожники уже несколько лет воюют с представителями местных администраций, Пенсионным фондом и другими ведомствами, ведающими всевозможными льготами на перевозки, из-за компенсаций за предоставленные ими услуги пенсионерам, чернобыльцам, инвалидам и т. д. Только в прошлом году убытки от перевозок льготных категорий пассажиров превысили 1 млрд грн., а компенсации исчислялись лишь миллионами. Исходя из того, что пассажирские перевозки по железной дороге в Украине заведомо убыточны и должны дотироваться из бюджета, потери компенсируются в основном за счет повышения тарифов на транспортировку грузов. К тому же требуется обновлять подвижной состав, изношенность которого составляет от 60 до 80%. Сейчас ежегодно закупается всего несколько десятков новых вагонов и локомотивов, тогда как потребность исчисляется в тысячах. И если такая ситуация продолжится еще несколько лет, то обновлять уже будет просто нечего.
Так что вопрос, кто выиграет от повышения тарифов на внутреннем рынке грузоперевозок, остается открытым. И если сейчас "Укрзалізниця" остается фактически монополистом во внутренних грузовых перевозках, то не исключено, что через несколько лет эту роль возьмет на себя другое ведомство.