На воздушном старте поставили крест. Российские ракетчики предпочли самолетам Ан-124 "Руслан" океанскую платформу

В конце лета партнер украинских ракетчиков по консорциумам Sea Launch и Land Launch - российская ракетно-космическая корпорация "Энергия" - распрощалась с акциями другого нашумевшего космического проекта - ЗАО "Корпорация "Воздушный старт", перепоручив дальнейшие заботы о его реализации главе авиакомпании "Полет" (РФ) Анатолию Карпову. Теперь Анатолий Степанович будет самостоятельно искать как минимум $120 млн на переоборудование "Русланов", покупку ракет и реконструкцию аэродромного комплекса на индонезийском острове Биак.

После того как этим летом РКК "Энергия" получила контроль над Sea Launch, российские ракетчики охладели к проекту запусков спутников с борта самолета. Это вылилось в продажу принадлежавших РКК 40% акций корпорации "Воздушный старт" структурам другого акционера ЗАО "Воздушный старт" - владельца авиакомпании "Полет" Анатолия Карпова - за символические 5 тыс. руб. В РКК "Энергия" свой широкий жест поясняют тем, что проект не выдержал испытания кризисом. Ракетоносители, способные выводить на орбиту легкие спутники, имеют не только основные участники мирового рынка пусковых космических услуг (США, Россия и ЕС), но и его новички (Япония, КНР, Индия и другие страны). Поэтому, хотя технически задача по адаптации тяжелых транспортных самолетов Ан-124 "Руслан" для вывода спутников на орбиту вполне достижима, а большинство агрегатов для своего ракетоносителя "Полет" россияне брали из уже испытанных временем проектов, привлечь для этой цели по меньшей мере $120 млн не удалось.

По словам пресс-секретаря конструкторского бюро "Южное" Юрия Мошненко, его специалисты еще в 90-х годах прошлого века вынашивали свои "воздушные старты". Для них также предполагалось использовать переоборудованные Ан-124 и два вида ракет: твердотопливные и жидкостные, а также разработанный в КБ "минометный" способ ракетного старта. Его суть вкратце сводится к тому, что ракета сначала "выстреливается" из контейнера на несколько десятков метров вверх и в сторону, а затем запускает свои двигатели. Эта технология необходима для обеспечения безопасности самолета - стартового комплекса. Однако желающих вложить в данный проект $300-500 млн не нашлось, и теперь о нем никто не вспоминает.

Примерно тогда же идеей использовать Ан-124 для космических стартов загорелся владелец АК "Полет" (генерального перевозчика "Роскосмоса") Анатолий Карпов, укомплектовавший свою авиакомпанию четырьмя "Русланами". В 1999 г. было зарегистрировано ЗАО "Корпорация "Воздушный старт", основными акционерами которого на первых порах были АК "Полет" и КБ "Химавтоматика". Работы по созданию головного авиакомплекса "Воздушного старта" были поручены создателю Ан-124 - украинскому АНТК "Антонов". Всего в проект были вовлечены два десятка известных российских космических предприятий. Создать комплекс, способный пять-шесть раз в год выводить на любые орбиты спутники массой до 4 т, изначально планировали за $120-130 млн к 2004 г. Каждый воздушный старт инициаторы программы оценивали в $20 млн, утверждая, что стоимость выведения полезного груза на орбиту будет у них на 20-30, а то и 50% ниже, чем у конкурентов.

В 2007 г. Россия и Индонезия даже заключили по этому поводу соглашение. Индонезийская сторона санкционировала размещение стартовой площадки для "Русланов" на своем острове Биак и создание СП. Исполнителем работ по модернизации аэродрома была определена местная компания PT Air Launch Centra Nusa, входящая в сферу влияния владельца Radiant Utama Group Ахмада Ганиса. Однако надежды Анатолия Карпова на нефтегазовые капиталы г-на Ганиса, по-видимому, не оправдались. И уже в прошлом году представители "Воздушного старта" заговорили о привлечении в проект анонимных немецких инвесторов и первом старте ракет в конце 2010 г. Если эта информация хотя бы отчасти соответствует действительности, то выкуп г-ном Карповым за копейки акций ЗАО у РКК "Энергия", которая автоматически становится ему конкурентом на пусковом космическом рынке, можно назвать большой удачей.

Впрочем, если бы российские ракетчики, недавно получившие полный контроль над СП Sea Launch и Land Launch, созданных для эксплуатации украинских "Зенитов", видели для себя опасность в "Воздушном старте", то наверняка продолжали бы и дальше заседать в органах правления этой корпорации. Тем более что проект запусков ракет из Индонезии очень похож на один из элементов политического давления России на США. Ведь по своим характеристикам ракетоноситель, используемый для запусков спутников с самолетов, практически ничем не отличается от межконтинентальной ракеты. Проконтролировать же, что и как перевозят "Русланы" в своих ракетных контейнерах, практически невозможно. Впрочем, "Воздушный старт" еще остается в перечне проектов "Роскосмоса". А значит, поиск денег на реализацию проекта будет продолжен, но в другом составе.