Евгений Гребенюк

Западные аналитики назвали основной проблемой нашей банковской системы ее зависимость от иностранного капитала. Насколько объективно такое утверждение?

Е.Г. Полагаю, высокая зависимость от иностранного капитала — это, наоборот, панацея. Именно она спасла наши банки от коллапса в 2008–2009 гг. Тогда реальный дополнительный капитал в свои активы заводили в основном иностранные акционеры. Банки же, спасенные государством, докапитализировались за счет гособлигаций, а не живых капиталов. Уверен, куда опаснее для нашего финансового рынка не иностранные, а мелкие кэптивные банки. Утешает лишь то, что их доля в активах банковской системы уже не так значительна.

Сколько времени может потребоваться банкам чтобы избавиться от проблемных кредитов, реальный объем которых в нашей банковской системе составляет от 35 до 50%, а не 10,7%, как свидетельствует статистика НБУ?

Е.Г. Действительно, согласно оценкам рейтинговых агентств, у которых есть возможность заглянуть "внутрь" полутора десятка крупных и средних банков, объем необслуживаемых кредитов в Украине превышает 30%. Но этот объем уже не увеличивался в 2011 г., а резервы продолжают расти и достигли уже почти 20% общего объема кредитов. Таким образом, покрытие "плохого портфеля" резервами составляет около 55%. Для кризисного периода и посткризисного восстановления достаточно покрытия в 60–65% (учитывая, что у всех этих кредитов есть какой-никакой залог). То есть мы уже вплотную приблизились к "нормальному" уровню. Дальше дело за списаниями. НБУ и налоговики сегодня работают над упрощением их механизма. Так что, думаю, в 2012 г. мы увидим достаточно крупные списания и балансы банков будут выглядеть куда привлекательнее.

Но иностранцы говорят, что нынешнее состояние кредитных портфелей — это очень большой риск…

Е.Г. Риски и правда есть, от них никуда не денешься. Хотя доля валютных кредитов в общем портфеле и уменьшилась за последние 2,5 года, но по-прежнему остается высокой — 43%. И в случае девальвации мы снова увидим новый виток роста проблемной задолженности. Но это будет намного мягче, чем в 2008–2009 гг. Еще более серьезная проблема — это непрозрачность банковской системы: в большинстве локальных финучреждений просто нереально с уверенностью утверждать, сколько в их портфелях кредитов со связанными лицами и предприятиями и как они на самом деле гасятся.