Бои с теневыми деньгами продолжаются

На текущей неделе на суд депутатов планируют вынести доработанный законопроект о борьбе с отмыванием грязных денег. И хотя в совершенствовании документа приняло участие неимоверное количество заинтересованных лиц, его идеология не изменилась. Она сводится к тотальному контролю финансовых потоков.

К наиболее болезненным моментам документа всегда относили объединение понятий "отмывание" и "уход от налогообложения", отсутствие четко прописанных критериев сомнительности операций и правил взаимодействия финансовых учреждений с уполномоченным органом, а также ответственность последнего за утечку информации, представляющей коммерческую тайну. Чтобы устранить перечисленные камни преткновения, летом создали специальную рабочую группу из депутатов, банкиров и чиновников. Особой продуктивностью орган не страдал, поэтому законопроект, который комитет по финансам и банковской деятельности ВР рассматривал на своем последнем заседании, мало чем отличался от принятого парламентом в первом чтении.

Мытари по-прежнему отстаивают заложенную в проекте норму о тождественности уклонения от уплаты налогов и заработка на проституции и наркотиках. Банкиры традиционно против. И, похоже, молодое руководство отечественной финразведки их в этом, хотя и негласно, поддерживает. Поговаривают даже, что там не прочь контролировать исключительно сомнительные операции, а не все, что свыше EUR50 тыс.

О самом департаменте финансового мониторинга, как это ни странно, в документе нет ни слова. Сей факт несколько удивил профессиональных "борцов с грязью" из ЕС, гостивших на минувшей неделе в Киеве. В беседе с журналистами они мягко намекнули, что статус украинской финразведки им не совсем понятен.

Тем временем в департаменте финансового мониторинга готовятся к общению с FATF, которое состоится в октябре. На своем заседании эта организация должна будет определиться: отмылась Украина от "грязи" или нет. Психологически отечественная финразведка готова получить отрицательный ответ. Там верят в благосклонное отношение к Украине и надеются, что до санкций со стороны FATF дело не дойдет. Похвалиться перед последней особо нечем: департамент все еще находится в стадии формирования. К анализу процессов, происходящих на родных просторах, там не приступали. Потому о последствиях для Украины вступления в силу Закона США "Об объединении и усилении Америки путем создания соответствующих механизмов, необходимых для борьбы с терроризмом" (известном также как закон "О патриотизме") ничего конкретного сказать пока не могут. Появившийся после прошлогодних сентябрьских терактов, этот документ ужесточает работу с оффшорными центрами, а также странами с сомнительной репутацией. В борьбу с грязными деньгами оказался вовлеченным целый ряд финансовых учреждений. Отделения и агентства зарубежных банков в США, фондовые и товарные брокеры, инвестиционные компании, торговцы дорожными чеками, компании по переводу денег и обмену валют, страховщики, турагентства, казино и компании недвижимости, торговцы автомобилями, судами, самолетами — все они уже с конца апреля 2002 г. начали внедрять программы, препятствующие отмыванию денег. С особым пристрастием теперь проверяют информацию об участниках транзакций, номинальных и реальных владельцах счетов в зарубежных банках, средства которых проходят через корреспондентские счета в США, т. е. все операции, в которых валютой платежа является американский доллар. Плюс обязательное информирование о крупных операциях компаний.

Более тернистой стала и облюбованная отечественными бизнесменами дорожка вывода капиталов через балтийские банки. Те уже требуют от своих клиентов (в основном оффшорных компаний) в платежных поручениях обязательно указывать номера договоров, их даты и назначение платежа.

Глава Киевской аудиторской службы Владимир Гаркуша полагает, что самое сложное для предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, еще впереди: "Вполне возможны проблемы с оплатой контрактов, так как проверять транзакцию на предмет подозрительности будут живые люди с собственным о ней представлением, а тут еще стоит вспомнить, что Украина сама находится в черном списке FATF и платежи наших субъектов будут проверяться с особой тщательностью".

Ряд финансистов считает, что по этой причине часть капиталов, осевших было за пределами Украины, вернется на родину. Замглавы департамента финансового мониторинга Александр Свирида подобного сценария не исключает. Но о каких суммах может идти речь, он сказать затрудняется. А вот силовые структуры со стажем этим вопросом заинтересовались. Буквально пару дней назад ряду крупных банков столичный УБОП разослал документ, в котором содержится требование срочно сообщить ему о всех поступлениях иностранной валюты из-за рубежа в сумме свыше $50 тыс., а также о лицах, на счетах которых эти средства осели. Период запрашиваемой информации — с 22 июля по 24 августа сего года.