Камни преткновения зернового экспорта

Большой урожай этого года, как оказалось, не гарантирует спокойной жизни экспортерам украинского зерна. Чтобы пробиться на внешние рынки, им придется пройти ряд испытаний. Трейдеры констатируют, что и инфраструктура, и система отгрузки зерновых по-прежнему далеки от совершенства, в связи с чем многие компании ощущают дискомфорт и неудобства. Дополнительные трудности создает и транзит чужого зерна, пусть даже небольшими партиями.

К чести торговцев, они находят выход и даже в неоптимальных условиях отгружают отечественное продовольствие на внешние рынки в два раза активнее, чем в прошлом году.

Несмотря на приложенные усилия (мощности в портах по перевалке зерна по сравнению с прошлым годом увеличены вдвое), старые узкие места дают о себе знать. "Сегодня есть проблема: еще до конца не решены пропускная способность портов, транспортная инфраструктура. К сожалению, возникли заторы на железной дороге и в портах", — заявил на прошлой неделе вице-премьер Леонид Козаченко. Транспортное ведомство сняло с себя вину за заторы и скопление вагонов в портовых зонах. Представители Минтранса считают, что половина имеющихся вагонов-зерновозов простаивает из-за неурегулированных отношений между зернотрейдерами и портами. Сегодня "Укрзалiзниця" ежесуточно проводит оперативный контроль экспорта и транзита зерновых грузов, параллельно с мониторингом вводя ограничения. И это начало давать результат. Так, за последние две недели ситуация с количеством вагонов в портах несколько улучшилась, однако с повестки дня не снята.

Аналитики уверены, что затоваренность портов обусловлена отсутствием четкой системы работы и взаимодействия элеваторов, железной дороги, портовиков и компаний. Именно в этом заключается суть проблемы. "Порты затоварены. Нет четкой системы распределения квот между операторами, работающими в отдельно взятом порту. Отсюда проблемы: каждый старается свое зерно пропихнуть первым. И время от времени возникают конвенции (запрет на перемещение вагонов в определенном направлении). Буквально на несколько часов, на несколько дней", — говорит аналитик аграрного рынка Николай Верницкий.

Еще один камень преткновения — соседи. Утверждению Украины в роли мирового торговца мешает старший брат. Так сложилось, что в этом сезоне российское зерно начало создавать неудобства местным экспортерам и зачастую теснить украинское продовольствие за счет более низких цен. Трейдеры отмечают, что транзит российского зерна через наши порты отрицательно влияет, в первую очередь, на их прибыль. "Российский транзит убивает рынок с точки зрения коммерции. Их зерно на 5 долларов дешевле нашего", — сказал представитель крупной компании по торговле зерном. Транзитные грузы, по оценкам экспертов, занимают 10–15% от общего количества. Безусловно, прежде всего — российские. Кстати, россияне признают, что их флот и порты являются одним из самых слабых звеньев в цепочке продажи пшеницы за рубеж. Поэтому часть их продовольствия попадает на внешние рынки через украинские порты.

С другой стороны, многие компании считают, что проблема с российским зерном несколько надуманная. Экспорт украинского продовольствия не остановился из-за активизации соседей. "За двадцать дней сентября только пшеницы ушло около 650 тыс. т. А это еще не конец месяца. Так что судите сами: мешает нам транзит или нет", — отметил представитель одной из компаний. Торговцы согласны, что объемы российского зерна на самом деле не очень большие, но их беспокоит возможность увеличения транзита в связи с хорошим урожаем в России и таким же, как у нас, стремлением зарабатывать деньги на экспорте зерна. Помимо всего прочего, соседская пшеница отрицательно влияет на внутренние цены. По словам вице-премьера Леонида Козаченко, более дешевое российское зерно остановило наметившуюся тенденцию роста цен на продовольствие.

Итак, помимо Европейской комиссии, то закрывающей рынки ЕС для нашего зерна, то открывающей их, экспорт находится в сильной зависимости от многих других факторов. Правда, статистика дает основания полагать, что непреодолимых преград не бывает. По оценкам трейдеров, из урожая 2002 г. уже вывезли около 3 млн т фуражной пшеницы и ячменя, законтрактовано 6 млн т. И это только сентябрь.

Экспорт зерна в августе     

2002 г. 

2001 г. 

млн т
$, млн
млн т
$, млн
Всего
1.313
97.94
0.477
41.67

в т. ч.

пшеница

0.866
63.02
0.146
12.06
Ячмень
0.409
31.6
0.327
29.25
Данные: Госкомстат