Депутаты поверили оправданиям Фонда госимущества

Парламентский комитет по вопросам экономической политики утвердил отчет ФГИ о выполнении программы приватизации на 2000–2002 гг. "Программа провалена, но Фонд госимущества в этом не виноват", — резюмировал итоги заседания председатель комитета Станислав Гуренко.

На его взгляд, Фонд допустил ошибку, безмолвно согласившись на урезание своих полномочий по управлению предприятиями и их предпродажной подготовке. После острой дискуссии депутаты решили воздержаться от оценки работы ФГИ и рекомендовать принятие такого же нейтрального постановления Верховной Раде. Радикальная группа представителей оппозиционных фракций в комитете согласилась на такой нейтралитет при условии, что политическую оценку ситуации в приватизации даст сам председатель Фонда госимущества Александр Бондарь.

Не имея другого выхода, главный приватизатор страны выступил с довольно любопытными откровениями. По его словам, сейчас ФГИ оказался фактически отстраненным от принятия решений по приватизации. Правительство передало предпродажную подготовку стратегических объектов отраслевым министерствам, которые не хотят терять контроль над государственными предприятиями. В итоге приватизация таких объектов затягивается на годы. "Для продажи "Укртелекома" и облэнерго в уходящем году был хороший момент, но он был упущен", — заявил г-н Бондарь. Он отметил, что вопреки ухудшению рыночной конъюнктуры на международном телекоммуникационном рынке, Чехия именно в этом году удачно продала свой "Телеком": "Деньги, которые получила Чехия от этой продажи, нам могут только сниться".

Председатель Фонда признал, что передел имущества в нашей стране фактически осуществляется несколькими политико-финансовыми группами. "Эти группы заинтересованы в неприватизационных методах отчуждения. Прозрачной приватизации они не хотят, и мы не можем с ними договориться", — сообщил г-н Бондарь. Он также отметил, что сама по себе концентрация инвестиционных ресурсов в Украине несколькими группами вполне приемлема, ее нужно воспринимать как данность. Похоже, в ФГИ осознают, что украинские инвесторы работают в рамках действующего законодательства так, как им выгодно. Они предпочитают захватить контроль над товарными и финансовыми потоками крупных предприятий через посреднические фирмы, чем вкладывать огромные средства в покупку, а затем и развитие производства.

К тому же, как признает глава Фонда, эти инвесторы имеют мощное прикрытие со стороны "своих людей" во властных структурах всех уровней. Это усложняет попытки ФГИ провести приватизацию крупных государственных предприятий, облепленных частными фирмочками-посредниками. Среди структур, которые тормозят утверждение списка объектов, подлежащих продаже, Александр Бондарь назвал Министерство экономики, выразив надежду, что новый шеф этого ведомства будет не столь консервативен. Именно Минэкономики до последнего времени блокировало продажу холдингов. На заседании парламентского комитета по вопросам экономической политики ни для кого не стало новостью сообщение о том, что на самом деле холдинги создавались для проведения теневой приватизации. Сейчас этот процесс приостановлен из-за моратория на отчуждение госимущества в судебном порядке, и поэтому большинство предприятий, входящих в отраслевые объединения, постепенно разворовываются из-за отсутствия государственного либо частного контроля над имуществом.

Жесткое выступление Александра Бондаря явно пришлось по душе депутатам. Представители оппозиции услышали милые сердцу критические нотки в адрес существующей государственной системы, а члены пропрезидентского большинства получили достаточные аргументы в пользу невиновности ФГИ. Впервые Александр Бондарь дал понять, что не удовлетворен политическим статусом своего ведомства, поскольку оно по воле правительства фактически утратило контроль над приватизационными процессами. Умение главы Фонда делать заявления, удовлетворяющие аудиторию, и на этот раз спасло ему репутацию. "Мы не поддержим вашу отставку", — в сердцах заявил на комитете представитель большинства Валентин Ландик. Жаль, что это умение пока не способствует достижению мирных договоренностей ФГИ с теми же политико-финансовыми группами, которые блокируют приватизацию через суды и своих представителей в правительстве.