Новая "банановая война" США–ЕС

Между Европейским Союзом и Соединенными Штатами Америки — новая "торговая" война. Только в отличие от уже подзабытых "банановых схваток", когда инициатива во многом принадлежала Америке, теперь, в последнем витке межконтинентальной экономической битвы, атакует ЕС. В начале этого месяца Всемирная торговая организация официально признала право Евросоюза вводить торговые санкции против ряда статей американского экспорта с начала будущего года. Сумма штрафных санкций исчисляется $4 млрд. Это может стать, по мнению экономистов-аналитиков, самой масштабной акцией против товаров США за всю восьмилетнюю историю ВТО. Санкции должны стать контрмерой на некорректные, как считают в Брюсселе, внешнеторговые действия американцев.

Во-первых, таким образом Европа вынуждает президента Джорджа Буша отказаться от введения завышенных пошлин на импорт стали. Еще летом прошлого года ВТО и ЕС в одночасье осудили протекционистскую политику Вашингтона. Масла в огонь тогда подлило решение Белого дома повысить на 30% пошлины на некоторые виды ввозимой в страну сталелитейной продукции. И хотя Америка тут же стала объявлять об исключениях и льготах для ряда экспортеров, Евросоюз это вряд ли удовлетворило. Свои потери от тех стальных санкций металлурги из ЕС оценили в $2,3 млрд. Европейцы сразу же связали подобное наступление Джорджа Буша на их редуты с укреплением им же своих позиций в преддверии намеченных на ноябрь 2002 г. промежуточных выборов в конгресс, а также заявили, что введение повышенных тарифов при ввозе металла в США защищает непродуктивно работающих американских сталеваров. Между прочим, такую позицию Евросоюза тогда полностью поддержали Южная Корея, Китай и Япония, пошлины затронули также интересы экспортеров из Украины, России, Бразилии и других стран. В свою очередь Соединенные Штаты в той ситуации утверждали, что подобным образом лишь защищаются от демпинга, чтобы успешно реструктуризировать сталелитейную промышленность. В Брюсселе не поверили и стали всерьез готовиться к применению торговых санкций против США.

Во-вторых, ЕС крайне не устраивает то, что американские компании получают крупные прибыли от так называемой системы налоговых послаблений. С этой идеей Джордж Буш шел на президентские выборы, а теперь продолжает реализовывать эту стратегию в жизнь. Суть части налоговых поблажек заключается в том, что американские бизнесмены имеют возможность проводить деловые операции через свои подразделения в оффшорных зонах. Поддержка осуществляется через систему законодательных актов, разрешающих американским фирмам, которые основывают в оффшорах дочерние предприятия, экспортировать через них товары, освобожденные от налогов. Такая система позволяет существенно снизить цену на продукцию, поставляемую в Европу. Особо "грешат" этим Boeing и Microsoft. Европейские экономисты считают налоговые поблажки не чем иным, как незаконным субсидированием экспорта, а брюссельские чиновники очень недовольны тем фактом, что Белый дом совершенно проигнорировал мнение ВТО, высказавшейся против этого.

Итак, после трехлетней политики голых угроз Евросоюз при поддержке Всемирной торговой организации наконец-то намерен действовать решительно. Уже составлен список из 95 категорий американских товаров, на которые ЕС собирается ввести дополнительные пошлины. Повышение, кстати, может составить до 100%. Под санкции должны подпасть, в частности, молочные продукты, мясо и овощи, дерево, кожа и мех, ткани, товары из стекла и керамики, железа и стали, медь, алюминий, ядерные реакторы, отопительные системы и продукция машиностроения, игрушки, игры и звукозаписывающие системы.

ВТО согласна с Евросоюзом, что размер торговых санкций против США, исчисляемый $4 млрд, достаточно справедлив и вполне соотносим с тем ущербом, который понесет ЕС в результате американской внешнеторговой политики. В ответ Вашингтон продолжает заявлять, что подобная сумма явно завышена и размер санкций не должен превышать $956 млн.

Сложившаяся сегодня ситуация очень напоминает события пятилетней давности, когда тлеющие противоречия между Европой и Америкой, связанные с торговлей бананами, перешли в острое противостояние, вошедшее в историю под названием "банановой войны". Торговые отношения между США и ЕС тогда оказались на грани полного разрыва. Битва развернулась вокруг европейского рынка, куда американцы проталкивали южноамериканские бананы. ЕС же, который традиционно импортировал бананы из стран Африки, Карибов и Тихого океана, то есть бывших европейских колоний, отказался от лоббируемых американцами фруктов и даже ввел на них запрет. В ноябре 1998 г. тогдашняя администрация Билла Клинтона в ответ решительно объявила о возможном жестком наказании европейских экспортеров. Форма наказания — многомиллионные тарифы на продукцию, ввозимую в Америку через Атлантический океан. В черный список экспорта ЕС попали французские вина и сыры (как ни странно, именно спекулируя в вопросе этого же товара, теперь уже республиканец Буш давил на позицию Франции во время недавней антииракской кампании), шотландский виски и шерстяные изделия (несмотря на то что Великобритания, в общем-то, всегда была самым преданным союзником США в Европе последних десятилетий), голландские электроприборы и т. д. С весны 99-го — реализация угрозы и объявление о резком повышении пошлин на эту европейскую продукцию. В общей сложности речь шла о санкциях на сумму более $520 млн. Впрочем, тогда арбитрам ВТО фактически удалось свести "банановую войну" на нет.

Вряд ли повторение подобного сценария будет иметь место сейчас. Европейцам сдавать позиции Вашингтону не имеет смысла. Их подогревает дипломатическое противостояние, столь ярко проявившееся во время последней войны в Ираке. Хотя ЕС также не монолитен, стоит только вспомнить о Великобритании и Испании, активно поддержавших США в войне. Впрочем, именно эти две страны имеют наибольший в Евросоюзе дефицит внешней торговли (56,1 млрд евро и 29,6 млрд евро в прошлом году, соответственно). А вот у остальных стран ЕС ситуация противоположная: наибольший внешнеторговый профицит в 2002-м был отмечен в Германии — 105,9 млрд евро. В целом положительное сальдо внешней торговли всей еврозоны в прошлом году более чем вдвое превысило позапрошлогодний показатель и составило около 100 млрд евро. Ситуация же в нынешних США, как и у их европейских союзников, характерна превалированием импорта над экспортом. В 2002 г. дефицит торгового баланса Америки достиг $420 млрд (около 5% ВВП), и его увеличение будет тянуть курс доллара вниз по отношению к евро. А тот факт, что с Уолл-стрит в начале года продолжался отток капитала, еще более обостряет проблему превышения импорта над экспортом.