Борис Клюев

29 и 30 сентября на сцене Национального театра им. Леси Украинки в рамках гастролей Малого театра России пройдет спектакль "На всякого мудреца до

29 и 30 сентября на сцене Национального театра им. Леси Украинки в рамках гастролей Малого театра России пройдет спектакль "На всякого мудреца довольно простоты" по одноименной комедии Александра Островского. Постановка 2002 г. пережила более двухсот представлений. О спектакле рассказал "ДС" народный артист России Борис Клюев, известный по многочисленным театральным и киноролям, среди которых Григорий Орлов в фильме "Михайло Ломоносов", Дубов в "ТАСС уполномочен заявить", Рошфор в "Д'Артаньяне и трех мушкетерах", Майкрофт Холмс во всех фильмах о Шерлоке Холмсе.

Борис Владимирович, спектакль идет уже 10 лет. Он как-то изменился за это время?

Б.К. Конечно. Если раньше актеры преимущественно выполняли указания режиссера, то теперь они разыгрались, позволяют себе импровизировать, придумывать новые сцены. В постановке появились дополнительные краски, благотворно отразилось и привлечение в проект новых артистов. С другой стороны, тексты Островского, чтобы они звучали актуально, вовсе не нужно осовременивать. Классик затрагивает вечные темы: любовь, предательство, корысть, зависть. Малый театр ставил "На всякого мудреца довольно простоты" в 1868, 1923, 1935 и 1984 гг. Нынешняя версия отражает время, в которое мы живем. Островский написал пьесу в первое десятилетие после упразднения крепостного права, когда перспективы русского общества были весьма туманны. Во времена императорских театров ее играли как драму, во времена СССР акценты были смещены в сторону комедии. Ныне это скорее фарс. Кроме того, сейчас, как никогда, в театральных постановках важную роль играет зрелищность: у нас в спектакле много песен и танцев.

Как вы интерпретируете образ своего персонажа — Крутицкого, "очень важного господина"?

Б.К. Конечно, все присущие мне качества я переношу на характер своего героя. В свои 60 он вовсе не выглядит дряхлым стариком: мой Крутицкий поднимает гири, следит за здоровьем. Кроме того, я добавил комедийные нюансы, сам себе придумал танец. Уже 37 лет мы партнеры по сцене с Элиной Быстрицкой, и я охотно внедряю в наш ансамбль некую романтическую интригу. Мне хотелось показать, что мой персонаж — живой человек, ловелас, любящий женщин и всегда готовый ухаживать за ними, окунуться с головой в бурный роман. Интересно представляют своих персонажей и мои коллеги. Например, Глумов в исполнении Александра Вершинина — не просто талантливый аферист, он тонкий психолог, мастер перевоплощения. Вершинин с его прекрасной пластикой и яркой внешностью играет современно, мощно, хотя его манера несколько отличается от игры актеров старшего поколения. Впрочем, противопоставление молодого циника Глумова не менее прагматичным "старикам" обусловлено коллизией пьесы. Одна из ярких режиссерских находок — перемещение действия в зрительный зал. В заключительной части спектакля Глумов спускается со сцены к зрителям и именно оттуда читает свой обличительный монолог. Клеопатра Львовна в интерпретации Ирины Муравьевой забавляет публику фарсовыми ужимками. Турусина Элины Быстрицкой опрокидывает рюмку за рюмкой, Манефа Татьяны Панковой ловко подворовывает. Исключительно яркие образы!

Литературные критики сходятся во мнении, что пьеса Островского — одно из немногих произведений, в котором нет положительных персонажей. В версии Малого театра тот же принцип?

Б.К. Да, наш спектакль — скорее карикатура на жизнь, чем сама жизнь. Персонажи представляют собой демонстрацию человеческих пороков в самых ярких их проявлениях. В раскрытии образов используются гротеск, элементы театра абсурда. Если бы здесь появился положительный персонаж, он бы все испортил.

Одобряете ли вы актуальную ныне тенденцию модернизировать классику?

Б.К. Категорически не одобряю. Я считаю это невежеством и свидетельством неумения режиссера решить загадку автора, проникнуть в глубь текста. Творческая, профессиональная несостоятельность сейчас компенсируется эпатажем, криком, обилием голых тел. Все это не имеет никакого отношения к искусству, призванному воспитывать душу. Ведь голой задницей зрителя не воспитаешь.

Как взаимодействуют в вашем творчестве кино и театр?

Б.К. Прежде всего считаю себя театральным актером. Без кино нельзя: оно дает популярность и деньги. А театр — это мой дом. Я придумал сравнение: если театр — это жена и семья, то кино — как молодая и красивая любовница. Есть такое выражение: "Из театра не выходят, из театра выносят". Я никогда не ушел бы из труппы Малого, чтобы работать в кино. Ведь на экране с помощью монтажа из кого угодно можно сделать гения, а вот театр обнажает истинный уровень артиста.

Начало в 19.00.

Цена билетов — 120–1000 грн.