Если не переговоры, то что? Как Зеленский будет возвращать украинцам веру в победу

Мужская половина топ-чиновников должна наконец решиться пойти в армию и уступить свои теплые кресла женщинам — прежде всего тем, чьи мужья воюют

president.gov.ua

USAID профинансировало соцопрос в Украине, проведенный Центром аналитических исследований (CISR) Международного республиканского института (IRI). Одной из целей опроса было узнать готовность украинцев продолжать войну.

USAID — это Агентство США по международному развитию, один из трех (наряду с Пентагоном и Госдепом) основных каналов поступления в Украину американской помощи. Для проведения опроса была задействована социологическая группа "Рейтинг".

Кто заказчик — это очень важно. В данном случае точно нет оснований для подозрений, что цифры подтасованы в интересах Банковой. И цифры в самом деле оказались тревожными.

Кризис ожиданий

Это уже пятый опрос CISR IRI (с помощью группы "Рейтинг") за время большой войны. Он был проведен с 17 по 21 февраля, то есть почти два месяца назад. Ключевой вопрос звучал так: "По вашему мнению, какими будут границы Украины в результате окончания войны?"

Наиболее оптимистичные настроения украинцев зафиксировал опрос в феврале 2023 года. Тогда 74% опрошенных заявили, что Украина сохранит все свои территории, которые имела в 1991 году. Через семь месяцев, в сентябре 2023 года, доля оптимистов сократилась на 6% — до 68%. Однако еще через пять месяцев, в феврале 2024 года, эта цифра упала сразу на 23% — до 45%. Она впервые опустилась ниже отметки 50%.

Но это еще не все плохие новости. Посмотрим, куда "перетекли" эти 23%, которые в течение пяти месяцев после сентября 2023 года разуверились в полной победе.

  • 2% "перетекли" к тем, кто считает, что Украина вернет себе Донбасс, но не Крым. Доля этого варианта выросла с 5 до 7%.
  • 2% "перетекли" к тем, кто считает, что Украина вернет себе Крым, но без так называемых ДНР и ЛНР. Доля этого варианта тоже выросла с 5 до 7%.
  • 6% "перетекли" к тем, кто считает, что Украина вернет себе лишь те территории, которые были ей подконтрольны до 24 февраля 2022 года. Доля этого варианта выросла с 10 до 16%.
  • 10% "перетекли" к тем, кто считает, что Украина потеряет некоторые новые территории. Доля этого варианта выросла с 6 до 16%. То есть больше всего выросли не просто пессимистические, а пораженческие настроения. И это самая плохая новость.
  • Кроме того, 1% считает, что Украина вообще будет полностью оккупирована Россией.

Суммарно доля этих вариантов, в разной мере пессимистичных, выросла с 27 до 47% и впервые превысила долю оптимистов.

Доля тех, кто предполагает какой-то другой вариант развития событий, выросла с 1 до 2%. Доля тех, кто не дал ответа, выросла с 4 до 6%.

Повторим: такими были настроения украинцев два месяца назад. И очень сомнительно, что за два последних месяца они улучшились. Скорее можно предположить, что сохраняется негативная динамика.

Переломный момент

Результаты опроса уже появились в мировых медиа. В частности, информационное агентство Bloomberg сообщило: "Впервые с начала вторжения менее половины украинцев верят, что страна сможет вернуть всю территорию, захваченную Россией, показал февральский опрос киевской Rating Group".

В своем обзоре Bloomberg дал широкую панораму украинских проблем, после которой в общем-то ясно, почему ожидания украинцев ухудшились.

"Ракетные удары России по энергетической системе Украины, бомбардировка ее второго по величине города [Харькова] и наступление на фронте вызывают опасения, что военные усилия Киева приближаются к переломному моменту. По словам западных чиновников, знакомых с ситуацией, острая нехватка боеприпасов и живой силы на фронте протяженностью 1200 километров и пробелы в противовоздушной обороне показывают, что Украина переживает самый хрупкий момент за более чем два года войны. Риск заключается в коллапсе украинской обороны, событии, которое даст Кремлю возможность добиться значительного прогресса впервые с начальных этапов конфликта. Следующие несколько месяцев станут тяжелейшим испытанием для Украины: общественность становится все более уставшей от войны", — поясняет Bloomberg.

Три варианта для Зеленского

Понятно, что этот кризис общественных ожиданий — это серьезный вызов для власти. Не менее серьезный, чем российские успехи на фронте и уничтожение наших электростанций. Если общество разуверится в победе (а оно уже наполовину разуверилось), то возможны разные негативные сценарии событий. И не факт, что Банковая сумеет их контролировать.

Пока подавляющее большинство украинцев безоговорочно верили в победу, Владимиру Зеленскому было легко играть роль лидера, который ведет нацию за собой вперед — к "границам 1991 года". А что теперь? Куда он поведет нацию, настроения которой изменились?

Сейчас у Зеленского есть три варианта, как ответить на вызов. Вероятно, на Банковой думают над всеми тремя.

Первый, самый очевидный вариант, это заняться поиском реалистичных форматов переговоров. России нельзя доверять — это аксиома. Любой документ, который будет подписан, Россия будет читать как набор обязательств Украины, а свои обязательства Кремль или вообще не будет выполнять, или нарушит их в любой момент, когда захочет.

Поэтому, если уж начинать переговоры, то они должны идти прежде всего о том, какие страны выступят гарантами. Все уже озвученные "мирные планы" от зарубежных "доброжелателей" (китайский, турецкий и прочие) изначально дефектны, поскольку не содержат механизмов выполнения. Похоже, эти планы специально дефектные: они не для того, чтобы установить мир, а для того, чтобы с помощью обмана Украины облегчить победу России.

Таким образом, вариант переговоров, при всей своей очевидности, совсем не простой. Посредников найти не трудно — трудно найти гарантов, которые возьмут на себя обязательства обеспечить выполнение подписанного документа и наказать Россию за любое нарушение. Причем эти обязательства гарантов должны иметь юридическую силу. Бумажки типа Будапештского меморандума нам не нужны.

Второй вариант — не менее сложный и тоже зависит от гарантов. Это — переломить негативную тенденцию и вернуть украинцам веру в победу.

Безусловно, тут необходима американская военная помощь. Но даже если она будет разблокирована, кроме нее также нужны еще и адекватные действия украинской власти.

По большому счету, необходимо всю страну перевести на военные рельсы. Кстати, это важно еще и для того, чтобы западные партнеры продолжали нам помогать. Как рассказал Зеленский недавно в интервью на телемарафоне, "сегодня Запад спрашивает нас: а если вы не хотите мобилизацию, парламент не хочет голосовать, то зачем вам помощь?"

Прежде всего, Украине необходима полноценная мобилизация. И это зависит исключительно от Зеленского. Закон о мобилизации всего лишь расширяет возможности для пополнения армии, но сколько новых солдат будет набрано — это решают не народные депутаты, не Кабмин, не главнокомандующий ВСУ генерал-полковник Александр Сырский и не Генштаб ВСУ. Это решает верховный главнокомандующий Владимир Зеленский, и какую задачу по мобилизации он поставит перед ТЦК — это военная тайна.

Параллельно с мобилизацией нужен тщательно продуманный диалог с обществом. Пока что есть ежедневные видеообращения Зеленского, но они, как и два года назад, строятся по канонам политического пиара. Пора осознать, что "продавать" обществу скорую победу уже не получается. Не исключено, что через какое-то время мы увидим попытки "продавать" обществу уже не победу, а переговоры (причем без гарантий). И если искать этому альтернативу, то нужно вообще отказаться от попыток что-то "продать".

Проблема, подчеркнем, в том, что общество разуверивается в победе. Пока еще не совсем разуверилось, а только наполовину. То есть пациент еще не безнадежен, но уже на полпути к этому. Поэтому, пока еще не поздно, нужно повышать моральный дух народа.

Причем наличие у нас этой проблемы уже ни для кого не секрет. Bloomberg цитирует американского чиновника, который на условиях анонимности сообщил, что "моральный дух Украины низок, и нельзя исключать возможность коллапса ее армии". Можно, конечно, обвинять Bloomberg, но лучше все-таки начать решать проблему.

Повышать моральный дух можно только личным примером. В телевизоре должны быть лидеры общественного мнения, которые добровольно идут воевать и зовут всех последовать их примеру. Мужская половина топ-чиновников (включая Офис президента, Кабмин, областные госадминистрации, органы прокуратуры) должна наконец решиться пойти в армию и уступить свои теплые кресла женщинам (прежде всего тем, чьи мужья воюют).

То же касается руководителей благотворительных фондов, которые получат там зарплату. В Украине благотворительность однозначно должна иметь женское лицо.

Наконец, кроме этих двух вариантов есть еще и третий — ничего не менять и ждать, что проблема сама собой рассосется. Это тоже может сработать. Например, американцы дадут помощь, наши войска начнут новое наступление. Зеленский на днях рассказал в интервью Bild, что "у нас есть план контрнаступления", но для этого необходимо оружие из США. Вдруг Зеленский и Сырский на Ставке придумали удар, от которого Россия уже не сможет оправиться. Конечно, тогда моральный дух украинцев укрепится.

К какому варианту склоняется Зеленский — это будет видно по поведению власти в ближайшие недели. Пока что наиболее вероятными выглядят или первый вариант, или третий.