Хуже Суркова. Когда оппозиция ударит по Козаку вместо Ермака

Организовывая атаки на Ермака как главного переговорщика с РФ, оппозиция уделяет незаслуженно мало внимания его российскому визави. А зря
Фото: facebook.com/kirill.timoshenko

Уже первые успехи Андрея Ермака в качестве переговорщика с Россией (имеются в виду обмены заключенными с Москвой и пленными с ЛДНР) привлекли к нему пристальное внимание СМИ и политических оппонентов. В его биографии быстро были найдены аргументы в пользу пророссийской позиции чиновника. Когда же Ермака вместо Андрея Богдана назначили руководить Офисом президента Владимира Зеленского, клише о его чуткости к мнению Кремля в оппозиционной среде стало применяться при каждом удобном случае. Мол, если это не так, то почему в Москве вдруг решили садиться за стол переговоров с этим человеком.

А тут в канву этой конспирологии удачно легли еще и кадровые пертурбации в самом Кремле. 24 января Дмитрий Козак, с которым у Ермака наладились контакты, стал заместителем главы администрации президента России. Что повлекло за собой слухи о замене Кремлем "смотрящего" за Украиной одиозного Владислава Суркова, которого якобы уволили с должности помощника Путина, на Козака. 11 февраля пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подтвердил, что новый замглавы АП РФ уже курирует "украинское направление" и вопросы "интеграции". Но, как оказалось, не все так просто. Указа об увольнении Суркова до сих пор нет. Более того, на днях командир незаконного вооруженного формирования "Восток", действующего в ДНР, Александр Ходаковский поделился новостью: Козак будет отвечать в Кремле за украинское направление, а Сурков - за "республики". Это может означать, что эксперты и политологи, так много писавшие об опале, в которую попал прежний куратор "украинского вопроса", поспешили с выводами.

Как Путин поделит сферы влияния между Козаком и Сурковым (если его таки не уволят официально), будет понятно в ближайшее время. Однако то, что именно первый занимается прямыми контактами с Банковой, понятно уже теперь. А еще понятно, что у нашей национал-патриотической оппозиции нет стратегии, как обезопасить страну от насаждения российского сценария "мира на Донбассе". Потому она прибегает к тактическим укусам Ермака, глобально ни на что не влияющим. До тех пор, пока в голове у обывателя не сложится устойчивое мнение, что Козак не лучше, а то и хуже демонизированного Суркова и что любые договоренности с ним - стопроцентная зрада, Ермак может спокойно вести переговоры, при этом рейтинг Зеленского особо от этого не пострадает.

Проще говоря, основным объектом информационных атак украинской оппозиции на донбасском направлении лучше бы сделать не руководителя ОП, а его российского контактера. Он - проводник главного зла, а Ермак и Зеленский по своей неопытности могут стать легкой жертвой этого зла. У нас же, увы, довольно часто говорят о Козаке иначе: опытный аппаратчик и переговорщик, "мягкая сила", с ним Киеву будет разговаривать удобнее, нежели с Сурковым, и т. д. Мы попадаем в ловушку "доброго и злого полицейского".

Между тем Козак, как и любой другой высокопоставленный российский чиновник, имеет достаточный кейс, чтобы превратить его в глазах украинцев и наших западных партнеров в абсолютно токсичного персонажа. Возьмем его кураторство "молдавского вопроса". В 2003 г. Козак разработал план решения приднестровского конфликта через федерализацию Молдовы. Среди пунктов плана был отказ Кишинева от участия в военно-политических союзах, введение на территорию государства "стабилизационных миротворческих сил" России, статус русского языка как второго государственного на всей территории страны и согласование Кишиневом своих внешнеполитических решений с Тирасполем и Комратом (административным центром Гагаузии). Но подписание этого документа в последний момент сорвалось из-за, как говорил Козак, прямого вмешательства американского посла.

В 2018 г. Козаку снова было поручено молдавское направление и, судя по прошлогодним событиям в этой стране, его вторая попытка может быть куда удачнее для Кремля. Парламентские выборы в Молдове привели к тому, что ни одна из партий не смогла договориться о коалиции. В ситуацию вмешались США, Европа и Россия, в итоге проевропейский блок ACUM договорился с пророссийскими социалистами президента страны Игоря Додона. Премьером стала прозападная Майя Санду. Но союз просуществовал недолго, и 12 ноября парламент выразил правительству вотум недоверия.

Непосредственным выгодополучателем от этого оказалась Россия. Додон при поддержке Демпартии, обезглавленной после бегства из страны некогда всесильного Влада Плахотнюка, сформировал правительство во главе с Ионом Кику. Первый визит новый глава Кабмина совершил в Москву, где встретился с тогда еще премьером Дмитрием Медведевым. "Я приехал, чтобы восстановить диалог между нашими правительствами", - заявил Кику. Эксперты же теперь едины во мнении, что давний план Козака по федерализации Молдовы может быть осуществлен.

Параллели с Украиной напрашиваются сами собой. Процесс реинтеграции ОРДЛО готов перейти в активную фазу, хотя пока Банковая и ее "слуги" в парламенте особый статус за этими территориями в Конституции закреплять не спешат. Однако и для того, чтобы вернуться к плану Козака по Молдове, Кремль ждал с 2003 г. И не только ждал, но и действовал.

Сегодня у Зеленского есть монобольшинство, все чаще нестойкое. Есть скандалы, пока не масштабные. И в качестве переговорщика со стороны Кремля есть Козак. Для украинской национал-патриотической оппозиции это шанс остановить реализацию сценария, близкого к молдавскому. Для этого нужно работать на закрепление в общественном сознании простой логики: Козак за столом переговоров - это путь к федерализации, это коррумпирование украинской власти и в конечном итоге утрата Украиной не только евроатлантического вектора развития, но и превращение в геополитическую черную дыру. Чтобы каждый контакт Ермака с Козаком отражался на рейтинге Зеленского.