Мобилизация и ядерный шантаж. Куда спешит Путин

Это шантаж и в адрес Украины, и в адрес НАТО: "при угрозе" Путин может пойти на превентивные удары, в том числе и ядерные

В выступлении Путина все заметили две угрозы: это частичная мобилизация и шантаж ядерным оружием. Но следует обратить внимание на еще два обстоятельства: Путин явно очень спешит, и он нашел новое оправдание войне — "упреждающая операция". Фактически это концепция превентивного удара.

Причины спешки

В принципе, было бы неудивительно, если бы Путин объявил частичную мобилизацию еще в прошлый понедельник, 12 сентября, сразу после единого дня голосования. Но Путин сначала съездил в Самарканд на саммит ШОС, чтобы заручиться поддержкой Китая и Индии. Результат получился провальным для Кремля. После разговора с Си Цзиньпином Путин признал озабоченность Пекина по поводу войны. А индийский премьер Нарендра Моди, когда он и Путин сидели перед журналистами и телекамерами, заявил, что сейчас не время для войны.

"Сегодняшняя эпоха — не эпоха войны, и мы много раз говорили с вами по телефону на тему, что демократия, дипломатия и диалог — это то, что нужно человечеству", — сказал Моди Путину. Тот был вынужден пообещать быстро покончить с войной. "Я знаю вашу позицию и опасения, которые вы постоянно высказываете. Мы сделаем все возможное, чтобы остановить это как можно скорее", — ответил он.

То есть Путин увидел, что окно возможностей для него закрывается. Еще несколько месяцев такой войны — и он рискует оказаться изгоем не только на Западе, но и на Востоке.

Пообещав "остановить это как можно скорее", он, конечно, не имел в виду уйти с оккупированных территорий. Его слова означают лишь то, что он надеется на блицкриг. Да-да, именно на блицкриг. Ведь, как он заявил в июле, Россия "по большому счету всерьез пока еще ничего не начинала". А теперь он собрался начать — и быстро победить.

С военной точки зрения для него, опять же, окно возможностей закрывается. Чтобы понять это, достаточно посмотреть на то, как методично наша армия уничтожает российские танки. Согласно базе данных Military Balance 2021 британского Международного института стратегических исследований (IISS), к моменту полномасштабного вторжения в Украину Россия имела около 3330 боеспособных танков. Генштаб ВСУ констатирует, что наши войска уже уничтожили 2227 вражеских танков, то есть две трети от первоначального количества.

Правда, согласно той же базе данных, Россия на складах имеет более 10 тыс. танков, которые хранятся несколько десятилетий — со времен холодной войны. Возможно, пару тысяч из них могут быть приведены в боеспособное состояние. Но в любом случае мы можем констатировать, что Россия в военном отношении откатывается назад — переходит на старые танки, использует гораздо менее точные ракеты и пр., тогда как возможности наших войск с каждым месяцем не только не ухудшаются, но и улучшаются благодаря поставкам вооружений от партнеров.

Для Путина это означает перспективу новых поражений на поле боя и новых панических отступлений, как это уже случилось на Харьковщине. Поэтому сейчас ему срочно нужен перелом в войне. И для этого он, похоже, решил бросить в бой все свои резервы. Включая и шантаж ядерным оружием.

"Упреждающая операция"

О спешке Путина свидетельствует и тот факт, что он не стал дожидаться результатов фейковых референдумов о присоединении к РФ, которые Кремль собрался провести 23-27 сентября на оккупированных территориях Луганской, Донецкой, Запорожской и Херсонской областей Украины. Хотя, по идее, сначала должны были бы пройти референдумы, затем Россия должна была бы включить эти территории в свой состав — и только после этого Путин должен был бы объявлять мобилизацию.

Но Путин избрал другую логику, и это тоже важный момент, ибо этой логикой он собирается пользоваться и впредь. А именно: больше он не намерен обременять себя созданием casus belli — поводов для войны. Теперь достаточным поводом становится любая угроза, которую он придумает. Причем угрозы эти он будет придумывать не только со стороны Украины, но и со стороны НАТО. Зачем? Чтобы обосновать свой ядерный шантаж.

Приведем несколько фрагментов из выступления Путина (цитируем по расшифровке на сайте meduza.io). Обосновывая мобилизацию, хозяин Кремля начал рассказывать не об Украине, а об "агрессивной политике части западных элит". "Цель этого Запада — ослабить, разобщить и уничтожить в конечном итоге нашу страну. Они уже прямо говорят о том, что в 1991 году смогли расколоть Советский Союз, а сейчас пришло время и самой России, что она должна распасться на множество смертельно враждующих между собой регионов и областей", — поведал он страшные планы мировой закулисы.

И только после этого перешел к Украине: дескать, ей на Западе "готовили участь антироссийского плацдарма, а сам украинский народ превратили в пушечное мясо и толкнули на войну с нашей страной, развязав ее — эту войну — еще в 2014 году". Дальше Путин изложил новую версию причин своей "спецоперации": "После того, как сегодняшний киевский режим фактически публично отказался от мирного решения проблемы Донбасса и, более того, заявил о своих притязаниях на ядерное оружие, стало абсолютно ясно, что новое очередное, как это уже было прежде дважды, крупномасштабное наступление на Донбасс неизбежно. А затем также неизбежно последовала бы и атака на российский Крым — на Россию. В этой связи решение об упреждающей военной операции было абсолютно необходимым и единственно возможным".

"Упреждающая военная операция" — вот как теперь Путин называет вторжение российских войск, начатое 24 февраля. И главное тут в том, что Путин и дальше намерен "упреждать" действия врага. А враг у него — это НАТО. И "упреждать" он будет якобы имеющуюся ядерную угрозу со стороны НАТО.

"Это не блеф"?

"В Вашингтоне, Лондоне, Брюсселе прямо подталкивают Киев к переносу военных действий на нашу территорию. Уже не таясь говорят о том, что Россия должна быть всеми средствами разгромлена на поле боя, с последующим лишением политического, экономического, культурного — вообще всякого суверенитета. С полным разграблением нашей страны. В ход пошел и ядерный шантаж. Речь идет, — пояснил Путин, — о высказываниях некоторых высокопоставленных представителей ведущих государств НАТО о возможности и допустимости применения против России оружия массового поражения, ядерного оружия. Тем, кто позволяет себе такие заявления в отношении России, хочу напомнить, что наша страна также располагает различными средствами поражения, а по отдельным компонентам и более современными, чем страны НАТО. И при угрозе территориальной целостности нашей страны, для защиты России и нашего народа мы безусловно используем все имеющиеся в нашем распоряжении средства. Это не блеф".

То есть это шантаж и в адрес Украины, и в адрес НАТО: "при угрозе" Путин может пойти на превентивные удары, в том числе и ядерные. Очевидно, расчет на то, что цивилизованный мир испугается дикаря с ядерной дубинкой.

Конечно, тут сразу возникает вопрос, испугается ли Запад. В скором времени мы сможем узнать ответ. Если западные партнеры разрешат ВСУ использовать предоставленное Украине оружие для поражения целей на территории РФ (откуда идут обстрелы нашей территории) и, более того, если мы получим новые вооружения для поражения целей на расстоянии 300 км и более, это будет сигналом, что Запад не повелся на путинский ядерный шантаж.

Что же касается вопроса, блеф это или не блеф, то тут никто не даст гарантий. Можно предположить, что применение ядерного оружия не входит в первоочередные планы Путина. Сначала он попытается осуществить блицкриг силами мобилизованных. Министр обороны РФ Сергей Шойгу уже заявил, что частичная мобилизация затронет "300 тысяч резервистов". По его словам, она организована в первую очередь для контроля территории у линии фронта. То есть это будет фактически пушечное мясо.

Несомненно, под мобилизацию подпадут и жители оккупированных украинских территорий. Причем они — в первую очередь. И референдумы нужны именно для этого, а не для обоснования мобилизации.

Также мобилизация, скорее всего, будет использована для еще большего закручивания гаек внутри России — показательные расправы над "иноагентами" и прочими несогласными, особенно теми, кто посмеет выступить против войны. Еще одна цель — перевод экономики на военные рельсы. В этом случае россиян может ждать и замораживание вкладов, и принудительный труд.

А вот когда все это не даст Путину желаемой победы, тогда он может попытаться прибегнуть к своему последнему средству — ядерному шантажу. Будем надеяться, что в Вашингтоне и Лондоне не испугаются.