Начало турбулентности. Зачем Зеленский наполовину уволил Баканова и Венедиктову

Одна из версий нерешительности Зеленского заключается в том, что он боится провала его кадровых предложений в Верховной Раде

Своими кадровыми решениями по руководителям СБУ и прокуратуры Владимир Зеленский поставил не точки, а запятые. Он оставил возможность возвращения Ивана Баканова и Ирины Венедиктовой в свои кресла. Оба ведомства оказались в ситуации неопределенности. А сам Зеленский рискует получить совсем не нужный ему имидж нерешительного и половинчатого политика, который плетется в хвосте событий, вместо того чтобы диктовать повестку дня.

Почему отстранение, а не увольнение

Есть две версии. И первая из них заключатся в том, что Зеленский действительно хочет сохранить возможность возвращения Баканова и Венедиктовой на свои должности.

Баканова он отстранил от исполнения обязанностей главы СБУ по статье 47 Дисциплинарного устава ВСУ. Там записано, что продолжительность отстранения не должна превышать продолжительности служебного расследования и времени, необходимого для принятия решения по результатам такого расследования. Решение об отстранении отменяется, если по результатам служебного расследования основания для принятия такого решения не подтвердились или принято решение о привлечении нарушителя к дисциплинарной ответственности.

А в статье 85 того же устава записано, что служебное расследование должно быть завершено в течение месяца. В необходимых случаях этот срок может быть продлен, но не более чем на месяц. Поэтому не исключено, что через месяц-два нам объявят, что по результатам служебного расследования Баканову объявлен выговор (или строгий выговор) и теперь он может возвращаться в свое кресло.

Что же касается Венедиктовой, то ее Зеленский отстранил от должности генпрокурора по статье 11 закона "О правовом режиме военного положения". Там записано, что президент в период действия военного положения может отстранить от должности лицо, которое он сам назначил, и возложить на соответствующий период исполнение обязанностей на другое лицо. Это означает, что как только военное положение окончится, Венедиктова автоматически вернется в свое кресло.

Отметим, что во вторник, 19 июля, начнется очередная пленарная неделя Верховной Рады. И если бы Зеленский хотел поставить не запятые, а точки, он бы внес в парламент представления об увольнении Баканова и назначении нового главы СБУ, а также о даче согласия на увольнение Венедиктовой и на назначение нового генпрокурора.

И вот вторая версия нерешительности Зеленского заключается в том, что он боится выносить эти вопросы на рассмотрение Верховной Рады. У него нет гарантий, что парламент одобрит его кадровые предложения. А еще он боится публичных обсуждений в сессионном зале его мотивов — зачем ему понадобилось менять Баканова и Венедиктову.

Мотивы отстранения

В видеообращении к украинцам вечером 17 июля Зеленский сообщил, что "более 60 работников органов прокураты и СБУ остались на оккупированной территории и работают против нашего государства". И что это порождает "очень серьезные вопросы к соответствующим руководителям". В связи с этим он и объявил об отстранении Баканова и Венедиктовой.

О том, что Зеленскому лучше предъявить предателей, не дожидаясь победы, "ДС" писала еще месяц назад. В украинском обществе растет запрос на то, чтобы узнать — кто виноват в серьезных провалах перед большой войной и в самом ее начале. Прежде всего — почему российские войска так легко и быстро подошли с разных сторон к Киеву и одновременно прорвались из Крыма к Херсону и на восток до самого Мариуполя. Почему не было вовремя эвакуировано население западных пригородов Киева (Гостомеля, Бучи, Ирпеня), Херсонщины и Приазовья. И так далее по длинному списку.

Попытки оправдаться, что вот, мы разоблачили нескольких предателей на местах, не срабатывают. Во-первых, люди не верят, что вина за все провалы лежит только на деятелях низового уровня. Тем более что власть несколько лет постоянно трубила, что у нас все, даже ремонт мелких объектов в селах, это большое строительство по программе президента. Люди подозревают, что местные деятели выполняли указания из высоких кабинетов. Во-вторых, в любом случае руководители должны нести ответственность за тех, кого они подбирали и назначали на должности на местах.

И вот сейчас, в конце пятого месяца полномасштабной войны, Зеленский решил пожертвовать (точнее, наполовину пожертвовать) двумя крупными фигурами: Бакановым и Венедиктовой. Этот шаг явно запоздалый с точки зрения удовлетворения общественного запроса на поиск виноватых. К тому же сомнительно, чтобы общество поверило, что вина лежит исключительно на некоторых органах типа СБУ и прокуратуры, словно эти органы должны были обеспечивать заблаговременное строительство фортификационных сооружений и своевременную эвакуацию жителей.

Но есть и другой мотив, не озвученный Зеленским. Об этом мотиве можно догадаться, посмотрев на тех, кто будет исполнять обязанности вместо Баканова и Венедиктовой. Согласно указам Зеленского, обязанности главы СБУ будет временно исполнять первый заместитель Баканова Василий Малюк, а исполнение обязанностей генпрокурора возложено на заместителя Венедиктовой Алексея Симоненко.

Оппозиционные депутаты уже озвучивают версию о том, что Зеленский таким образом укрепляет силовые позиции руководителя своего офиса Андрея Ермака и его заместителя Олега Татарова. "Как и прогнозировалось, вместо отстранить Татарова Зеленский назначил его еще на две должности — генпрокурор (и.о. назначен Симоненко, друг Татарова) и глава СБУ (и.о. будет Малюк, коллега Татарова еще по МВД времен Захарченко). Безжалостные реформы", — иронизирует нардеп от партии "Голос" Ярослав Юрчишин.

Можно представить себе картину, как Верховная Рада после бурного обсуждения просьб Зеленского уволила бы Баканова и дала согласие на увольнение Венедиктовой, но отказалась бы назначить главой СБУ Малюка и не дала согласия на назначение генпрокурором Симоненко. На Банковой, вероятно, тоже представили себе эту картину. И побоялись.

Однако таким образом Банковая невольно призналась всем игрокам в своих страхах и в своей слабости. Тем самым она спровоцировала турбулентность в нашей внутренней политике. И это впечатление только усиливается, если учесть еще одно кадровое решение, о котором сообщил Зеленский в своем видеообращении вечером 17 июля: должен быть назначен новый руководитель САП.

Фактор нового главы САП

Все эти кадровые решения Зеленский связал в одну цепочку. "Сегодня я принял решение об отстранении от должностей Генерального прокурора и главы Службы безопасности Украины. Хочу, чтобы меня сегодня услышали и все, от кого зависит очень чувствительный вопрос назначения нового руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры. Моя позиция как Президента Украины — конкурс, который состоялся, должен привести к вполне логичному решению о назначении нового руководителя. Соответствующий человек избран, и от конкурсной комиссии зависит финализация этого решения".

Никто не мешал Зеленскому заявить эту свою позицию полгода назад, месяц назад или хотя бы неделю назад. Но он решил совместить это с заменой Венедиктовой на Симоненко. То есть он сам продемонстрировал, что эти два события взаимосвязаны.

В этой связи напомним, что хотя по закону САП является автономным органом, все же генпрокурор имеет разные возможности влиять на руководителя САП. Первый руководитель САП Назар Холодницкий работал при разных генпрокурорах, и с каждым имел сложные отношения. Например, в августе 2016 г. он предал огласке свой конфликт с Юрием Луценко. По словам Холодницкого, следствие имело безоговорочные доказательства взяточничества харьковского судьи, однако ГПУ объявила о закрытии уголовного производства против этого судьи. Тогда Холодницкий своим решением отменил постановление о закрытии уголовного производства. Но тут вмешался генпрокурор и своим решением отменил отмену закрытия уголовного производства против судьи-взяточника. Холодницкий назвал это "ударом в спину".

Следующий генпрокурор, уже при Зеленском, Руслан Рябошапка еще до своего назначения публично шельмовал Холодницкого, заявляя, что "у него нет политического будущего в этой стране". Затем следующий генпрокурор Венедиктова довела ситуацию до стадии, когда Холодницкий был вынужден подать в отставку. "Мы системно сталкивались с политическими попытками посягательства на нашу независимость и манипуляциями по результатам работы. Для этого привлекаются огромные ресурсы, — прокомментировал он свое решение. — Быть прокурором САП — это работа в среде, где каждый твой шаг разбирают на атомы, пытаясь найти малейшую ошибку, чтобы очернить и дискредитировать".

И вот получается, что на Банковой так боятся нового руководителя САП Александра Клименко, что на семь месяцев затянули его утверждение в должности (он победил на конкурсе еще 21 декабря прошлого года). А теперь, когда затягивать дальше стало невозможно из-за публичной негативной реакции западных партнеров, решили срочно заменить генпрокурора — наверное, для того, чтобы Симоненко по отношению к новому руководителю САП занялся примерно тем же, чем занимался Рябошапка по отношению к Холодницкому. По крайней мере, именно таких подозрений добился Зеленский своим видеообращением.

Впрочем, еще раз отметим, что он нигде не поставил точки, только запятые. И его слова о необходимости назначения избранного руководителя САП ничего не гарантируют. Помнится, девять месяцев назад, 18 октября прошлого года, он в интервью ICTV тоже демонстрировал желание поскорее получить нового руководителя САП. "Насчет нового руководителя САП, я был удивлен тем, что комиссия не может собраться для последнего этапа конкурса. Мы немножко поработали. Я думаю, что в ближайшие дни эта комиссия соберется и у нас будет завершен конкурс. В этом году мы наконец получим прокурора САП", — это его обещание оказалось пустым.