Олег Рыбачук: На одном круглом столе я слышал, как в Европарламенте говорили, мол, они до последней секунды не знают, каким будет следующий шаг Януковича

Глава Секретариата президента Виктора Ющенко отлично знает последствия закрытой политической игры на самом высоком уровне

Глава Секретариата президента Виктора Ющенко отлично знает последствия закрытой политической игры на самом высоком уровне. Главное, по его словам, — не заиграться.

Насколько успешна, на ваш взгляд, закрытая политическая игра Януковича?

— До определенного момента меня убеждали достаточно серьезные игроки, что все, что происходит вокруг Тимошенко и ЕС, — это очень тонкая игра, но то, что случилось в последние дни, — это политическая смерть Януковича. Словосочетание "черный четверг" можно на его политическом памятнике и написать.

Думаю, не стало уже такого политика, он исчез для Европейского cоюза, и чтобы там уже сейчас ни происходило, ЕС с ним уже не будет иметь никакого дела. И Путину он никогда не станет другом.

Это очень странная политика и очень странная игра. Я только что приехал из тура по югу и востоку Украины, где встречался с малым и средним бизнесом на базе торгово-промышленной палаты. Мы также встречались со студентами Донецка, Краматорска, Луганска, Херсона, Харькова и Севастополя.

Это все регионы, где должна быть колоссальная поддержка Януковича. Но везде было видно, что люди искренне поддерживали европейские правила игры, потому что для бизнеса это очень важно.

Это не Европе надо, чтобы у нас был нормальный закон о прокураторе, не Европе нужно, чтобы у нас были независимые суды, чтобы у нас были честные выборы или хотя бы была гарантия частной собственности.

То есть они смотрели на европейскую перспективу как на возможность передать своим детям семейный бизнес и так далее. Это все может дать только европейская перспектива, а никакой не таможенный или евроазийский союз, которого я, надеюсь, все же не будет.

Какие выгоды и риски несет такая закрытая политическая игра?

— Рано или поздно все тайное становится явным. Тут главное — не перестараться. Была утечка информации в прессу, что Янукович понял, что придется подписывать соглашение, потому как вопрос Тимошенко уже не стоял так остро. Они же себе придумали ответ на то, кто виноват во всем. Конечно же, это Тимошенко.

А потом эта схема начала рушиться. Тимошенко заявила, что не настаивает и ее устраивают любые условия, что она готова снять вопрос своей судьбы ради ассоциации. Оппозиция сделала то же самое — она отозвала все свои поправки и призывала ПР голосовать за президентский вариант закона о прокуратуре, но фракция ПР отказалась. Для меня это абсолютно непонятно!

Это и есть настоящие игрища! И самое интересное, что большинство избирателей ПР поддерживают европейскую интеграцию. Молодежь вообще около 70%, бизнес в большинстве своем тоже.

Соглашение было парафировано год назад. Все было понятно. За год можно было просчитать все что угодно. В том числе и реакцию России. В Европе откровенно шокированы тем, что в ХХІ столетии может быть такая политика!

Выходит, Януковичу удалось переиграть европейцев?

— Я хорошо помню, когда на одном круглом столе, участником которого был и я, министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт, который был свидетелем первого политического "кидка" Януковича, когда тот обещал провести изменения в криминальном законодательстве, чтобы решить вопрос Тимошенко, но не выполнил этого, говорил: "Мы до последней секунды, в том числе и Европарламент, не знаем, каким будет следующий шаг Януковича".

Так что у них на этот счет не было никаких иллюзий. Поэтому Янукович пока переиграл сам себя. Он так далеко зашел в закулисных играх, что ему уже ничего не поможет.

В то время, когда вы были главой Секретариата президента, какова была ваша стратегия закрытой политической работы?

— Я называл себя "антимонопольным комитетом". Потому как всегда боролся за то, чтобы у президента были 3-4 разные точки зрения. И он это поддерживал. Самой опасной всегда была попытка моделировать ситуацию, поэтому я смотрел за тем, чтобы другие этим не злоупотребляли.

Но есть разные модели. Из того, что я слышал, Янукович не похож на президента, которым можно легко и уверенно манипулировать.

А насколько важно для президента умение вести закрытые политические игры, на ваш взгляд?

— Мне кажется, что это болезнь многих глав нашего государства. Они неуверенно чувствуют себя на своей должности. Поэтому всегда есть люди, которые очень сильно влияют на главу государства и его внешнюю политику. Это всегда было самым слабым местом наших президентов. Посмотрите на того же Ющенко.

Он сумел сделать из очень близких друзей если не врагов, то недругов по линии внешней политики на уровне канцлера Германии Меркель, на уровне многих европейских президентов и премьеров.

Раздражал Брюссель тем, что с Тимошенко грызся, как собака с кошкой. То есть у него из-за своих странных действий не было вообще никакой возможности вести европейскую политику. Особенно под конец президентской каденции, когда он перестал быть влиятельным игроком. Поэтому во всех закулисных играх нужно быть очень осторожным. Чтобы потом самому не стать жертвой собственной игры.

Читайте также: Игры патриота. Что скрывается за решениями Януковича

Виктор Шемчук: До утра пятницы 29 ноября требовать от Януковича, чтобы он дал какой-то ответ, не совсем корректно