Распрощались с "жизнью"

Работодатели перестают мотивировать ценных сотрудников. За прошлый год отечественные компании почти в два раза сократили объемы корпоративного лайфа и

Нежелание работодателей платить за страхование жизни сотрудников заставило компании активнее развивать два других направления лайфа - банковское и частное накопительное страхование жизни.

Работодатели перестают мотивировать ценных сотрудников. За прошлый год отечественные компании почти в два раза сократили объемы корпоративного лайфа и планируют дальше снижать объемы страхования жизни сотрудников. Предприятиями движет не столько желание сэкономить на страховых полисах, сколько стремление заплатить в казну поменьше налогов. Поэтому они все чаще заменяют лайфовое страхование особенно ценных работников медицинским. "Жизненный" же рынок финансисты развивают за счет двух других составляющих: банковского страхования и увеличения накоплений, которые физлица делают самостоятельно без помощи своих компаний.

Лайф подменили медициной

Финансисты по-разному оценивают масштабы спада в корпоративном лайфе. Согласно подсчетам Лиги страховых организаций Украины его удельный вес в общем объеме страхования жизни за 2011 г. сократился до 10%, а по данным Украинской федерации страхования — до 13%. И это притом что в 2009–2010 гг. он держался на уровне 13–17%. Показатель мог быть и того хуже, если бы страховщики несколько лет назад не смогли всучить работодателям большую пачку долгосрочных договоров (на два-три года), по которым многие компании до сих пор продолжают платить. "Страхование жизни персонала потеряло привлекательность. Причина — введение Налоговым кодексом с 1 января 2011 года единого социального взноса на платежи по долгосрочным договорам страхования жизни для юрлиц", — объяснила "ДС" исполнительный директор по вопросам операционной деятельности СК Fidem Life Нина Гузей. Ставка единого взноса различается в зависимости от вида предприятий и в среднем составляет порядка 37%: если компания хочет внести за сотрудника страховой взнос в размере 1 тыс. грн., она должна дополнительно уплатить в госбюджет 370 грн. обязательного сбора. И это только полбеды. Налоговый кодекс также лишил работодателей, оплачивающих полисы, права распоряжаться страховыми суммами. "Раньше предприятие, покупая страховку жизни для ключевых сотрудников, могло мотивировать их оставаться в компании максимально долго. По крайней мере, до истечения срока страхового договора: если работник увольнялся раньше, право на накопленную для него сумму переходило к работодателю. Но с 1 января 2011 года предприятие больше не может быть выгодоприобретателем, и сотрудник имеет право в любой момент забрать себе накопленные деньги (то есть теряется основной смысл данной услуги)", — рассказал "ДС" заместитель председателя совета Лиги страховых организаций Украины Александр Залетов.

Отечественные компании, по-прежнему желающие мотивировать работников, пока нашли выход из сложившейся ситуации: заменить накопительное страхование медицинским. Такая смена бонусных приоритетов дала возможность неплохо подзаработать СК, работающим в медицине: за 2011 г. общие объемы прироста платежей в данном виде достигли 20–25%, причем только 10–15% в структуре данного прироста составляет банальное подорожание полисов. "Согласно действующему законодательству платежи по добровольному медицинскому страхованию не относятся к фонду оплаты труда. То есть хотя предприятиям и приходится оплачивать их из прибыли, но на них не нужно уплачивать дополнительный налог, как в случае с лайфовым страхованием", — отметила в разговоре с "ДС" директор операционного управления СК "PZU Украина Страхование жизни" Марина Наумова.

Банки подставили плечо

Впрочем, далеко не для всех страховщиков жизни в 2011 г. рынок предстал в серых тонах. Те из них, кто активно работал не только с предприятиями, смогли компенсировать потери в корпоративном сегменте. По словам генерального директора Украинской федерации страхования Галины Третьяковой, общие объемы страхования жизни выросли (по сравнению с 2010 г.) на 55,7% главным образом за счет физлиц. Напуганные слухами о возможности новой волны кризиса в банковском секторе и о новых скандальных банкроствах, обыватели стали все чаще искать альтернативу традиционным депозитам. Ведь банки в 2010-2011 гг. продолжали ликвидироваться, но ни одна отечественная лайфовая страховая компания не испытывала финансовых трудностей. Так что накопления украинцев в СК стали активно прирастать. "Например, в нашей компании средний годовой платеж по индивидуальным накопительным договорам страхования за прошлый год увеличился сразу на 20% — до 4000 грн.", — отметила в разговоре с "ДС" Марина Наумова. В целом на накопительное и пенсионное страхование в минувшем году пришлось порядка 55% всего отечественного лайфового рынка.

Неплохо прирастала еще одна составляющая "жизненного" рынка — банковская. Едва ли не все финансовые учреждения, кредитующие мелкие покупки украинцев в торговых сетях, в минувшем году в обязательном порядке стали требовать от заемщиков приобретения страховки на случай смерти или инвалидности. Стоимость таких полисов ежемесячно обходится клиенту в 1–1,5% суммы кредита. Благодаря этому в данном сегменте произошел заметный всплеск: банковская доля в общем лайфовом рынке увеличилась с 30 до 35%. И наверняка страховщики, вплотную работающие с финансистами, сделают вывод из новой тенденции. "Сейчас они продают рисковые полисы страхования заемщиков от несчастного случая. Однако скоро это станет невыгодно: хотя по таким договорам и низкая убыточность, но с 2013 г. рисковые СК начнут платить налог с прибыли. Лайфовые же страховые компании его не платят, так что намного выгоднее будет перевести банковское страхование именно в этот сегмент", — заверил "ДС" Александр Залетов. Ожидается, что заявки на получение лайфовых лицензий страховщики начнут активно подавать в Нацфинуслуг уже 2012 г., а перераспределение в сегменте банковского страхования произойдет лишь по итогам 2013 г.