"Украинская Аль-Каида". Как кустарные дроны помогают Пушилину воевать языком

Война в воздухе на линии соприкосновения на Донбассе набирает обороты. Боевики перешли к частому использованию эрзац-ударных беспилотников

Остатки беспилотника, который боевики "ДНР" выдают за украинский. СМИ оккупантов заявляют о том, что беспилотники ВСУ совершили массированный налет на нефтебазу в Донецке

Если раньше случаи применения кустарных дронов хоть и фиксировались, но весьма редко, и отмечалась неэффективность таких бомбардировок с воздуха, то за прошлую неделю набралось сразу три эпизода.

Сначала утром 6 сентября российско-террористические вооруженные формирования сбросили с беспилотников на северную окраину жилого района Зайцево (неподалеку от Горловки) два самодельных снаряда с хвостовиками. Один из них не взорвался, и у наших военных появилась возможность детально ознакомиться с его устройством и характеристиками.

По сути это достаточно примитивные гранаты с 50 г пластичного взрывчатого вещества, изготовленные с помощью 3D-принтера. Однако впервые в качестве поражающих элементов были использованы специально изготовленные кассеты со стальными шарами диаметром до 6 мм.

Затем 11 сентября боевики сбросили бомбы на Нью-Йорк (бывшее Новгородское). При этом впервые наши источники говорят о том, что применялся достаточно мощный боеприпас — 82 мм минометная мина, и было прямое попадание в легковую автомашину, в результате чего двое военнослужащих были ранены. Этот случай означает, что у противника кроме квадрокоптера Phantom от китайской компании DJI, модифицированного для несения сбрасываемых боеприпасов заводского (гранаты ВОГ-17) или кустарного изготовления, появились и более мощные грузоподъемные аппараты.

И того же 11 сентября пропагандистские СМИ оккупантов заявили о том, что беспилотники ВСУ совершили массированный налет на гражданскую нефтебазу в Кировском районе Донецка. Якобы в результате взрыва произошло возгорание и выгорело 1300 т нефтепродуктов.

Хотя интернет заполонили фотографии того, что выдается за "остатки двух украинских БПЛА", однако есть повод усомниться в правдивости этой истории. Во-первых, имеющиеся видео и фото пожара говорят о том, что никаких 1300 т (целый железнодорожный состав) там не сгорело точно — пожар такого масштаба было бы видно даже из космоса, не говоря уже о Донецке. Скорее похоже на провокацию для внутреннего потребления, которая позволит кремлевскому гаулейтеру ОРДО Пушилину говорить о "новом 11 сентября" и "украинской Аль-Каиде". Во-вторых, фото остатков беспилотников, которые распространяют подконтрольные оккупационной администрации СМИ, очень уж напоминают поделки кружка авиамоделистов, которые ну никак не смогут пролететь 5-10 км от наших позиций да еще и произвести бомбардировку. При этом не продемонстрированы ни двигатель, ни другие важные части конструкции, что также может свидетельствовать о подготовленной заранее провокации.

Пару лет назад боевики уже пытались использовать подобное оружие для атак на склады и важные объекты в прифронтовой и тыловой территории. Однако тогда более массовому применению помешала откровенно ничтожная боевая ценность китайских "квадриков", удаленность нашей инфраструктуры от линии соприкосновения и слабая шпионско-террористическая сеть в тыловых районах.

Но и сегодня угроза с воздуха не так уж и страшна, потому что уже есть средства противодействия, хотя и с некоторыми оговорками. Речь идет прежде всего об антидроновых винтовках, которые способных нарушать работу навигационных каналов и каналов управления гражданских аппаратов, которые работают на гражданских же открытых частотах. Наши вооруженные силы закупили комплексы противодействия беспилотным летательным аппаратам производства литовской фирмы NT Service. Единственной проблемой является количество — судя по официальным данным, закуплено всего 37 комплексов, а потребности для фронта протяженностью 400 километров в разы больше.

С другой стороны, за последние годы наша военная промышленность выдала сразу несколько образцов оружия против беспилотников. Причем некоторые из них уже перешли на этап государственных и войсковых испытаний.

Правда, в случае применения ударного дрона есть несколько серьезных замечаний к эффективности подобного оружия. У антидронового ружья ограниченная дальность действия — лишь в зоне прямой видимости цели. Другой минус — малая "скорострельность", на нейтрализацию одного дрона может потребоваться несколько минут. И если для разведывательного "квадрика" это не так важно, то в случае ударного варианта (а тем более камикадзе) это может стать критическим — он успеет выполнить свою задачу.

В целом можно говорить о том, что такие эрзац-ударные дроны (даже носители 82-мм мин) не смогут кардинально изменить ситуацию на линии соприкосновения. Хотя как средство для нанесения беспокоящих ударов — как говорится, "дешево и сердито" — оно близко к идеальному.