Валерий Литвицкий, советник главы НБУ о том, что будет с украинской экономикой в 2014 г.

Отечественная экономика не может очнуться от мертвой спячки уже полтора года

Отечественная экономика не может очнуться от мертвой спячки уже полтора года. В 2012 г. ВВП с трудом показал номинальный рост в 0,2%, в нынешнем году страна рискует не выйти даже на такой показатель. О том, когда экономика начнет выздоравливать, "ДС" рассказал советник главы Национального банка Украины Валерий Литвицкий.

Валерий Алексеевич, международные рейтинговые агентства в последнее время повально снижают рейтинги Украины и говорят о возможном дальнейшем ухудшении оценок. Нам обещают едва ли не дефолт — увеличение спроса на валюту, сокращение притока инвестиций, вывод капиталов из страны….

В.Л. Наши оценки ситуации не шоколадные, но более оптимистичные. Ценовая и курсовая стабильность держится много лет, госдолг далек от уровня критического, спад в экономике минимальный в истории отечественных рецессий. Страна повысила репутацию в международных оценках дерегуляции ведения бизнеса, сохраняется управляемая политическая ситуация.

Уверен, что и международные резервы вполне достаточны. Динамика их сокращения ниже, чем в прошлом году. И они обязательно будут пополняться. В 2014-м, как и в нынешнем году, Украина выполнит все свои валютные обязательства.

Готов ли НБУ допустить более значительные колебания курса гривня/доллар в ближайшее время?

В.Л. Если фундаментальные факторы (платежный баланс, бюджетный баланс, инфляция, экономическая динамика) не станут ухудшаться, колебания курса могут быть в обе стороны. Возможно как усиление, так и ослабление обменного курса.

Если же на рынке будут доминировать ситуативные факторы, а также импульсивные действия спекулятивного происхождения, Нацбанк будет использовать свои "успокоительные" средства — инструменты экономического и нормативного влияния на ситуацию на валютном рынке.

Ожидаете ли вы, что по итогам года платежный баланс Украины будет профицитным? По каким статьям прогнозируете наибольший приток валюты в страну?

В.Л. Скорее всего, по итогам года страна получит профицит сведенного платежного баланса в несколько сот миллионов долларов США. За десять месяцев 2013 года профицит платежного баланса (т. е. чистый приток капитала) составляет более $1 млрд. Год назад за аналогичный период дефицит сведенного платежного баланса (т. е. чистый отток) составлял $2,8 млрд.

Наибольший приток капитала пока что дают иностранные инвестиции — $4,3 млрд, кредиты и облигации — $2,8 млрд. Думаю, такое положение сохранится до конца года. Возможно, что и по статье "другой капитал" будет приток, особенно за счет сокращения оттока наличной валюты вне банков.

Каков ваш прогноз притока прямых иностранных инвестиций в 2013 году? Будет ли ситуация улучшаться в 2014 году?

В.Л. За десять месяцев увеличение объема иностранных инвестиций составило $4,3 млрд. Изменилась структура инвестиционного потока: быстрее растут портфельные инвестиции (акционерный капитал). Например, за десять месяцев он составил $1,9 млрд против $191 млн за аналогичный период 2012 года. До конца года мы ожидаем некоторого ускорения притока прямых инвестиций.

Этому могло бы способствовать подписание соглашений с МВФ и об ассоциации с ЕС. Ожидания на 2014 год умеренно оптимистические. Чтобы стимулировать инвестиции, нужно принимать сбалансированный бюджет, достигать договоренностей о новых программах с международными финансовыми организациями, прежде всего МВФ, восстанавливать в полном объеме торговлю с Россией и странами Таможенного союза, сохранять ценовую и курсовую стабильность.

У нас немало привлекательных секторов для иностранных инвесторов: аграрный сектор, сфера торговли и услуг, отрасли реального сектора, которые затронет модернизация (в т. ч. машиностроение). Есть потенциал и для инвестирования других стран в развитие украинской инфраструктуры.

Международные аналитики говорят о падении ВВП Украины по итогам текущего года. Например, МВФ прогнозирует спад на 0,3%, ЕБРР — на 0,5%. Каковы ваши оценки роста украинской экономики?

В.Л. У Украины есть шанс избежать годового спада ВВП. Вероятно, уже в ІV квартале отечественная экономика начнет выход из рецессии и окончательно справится с нею в первой половине 2014 года, а возможно, и раньше.

К тому времени, скорее всего, уже наберут силы оздоровительные процессы на европейском и российском рынках, а программу активизации украинской экономики поддержат международными финансовыми организациями. При реализации такого сценария страна может рассчитывать на увеличение ВВП в 2014 году в диапазоне 1–3%.

Чтобы добиться большего (мы оцениваем потенциал роста в 5–6%), нужны те изменения, которые вернут инвестиционные аппетиты отечественному и международному бизнесу. Речь идет о реформах в сфере защиты прав собственников, кредиторов, дальнейшей регуляторной модернизации, сохранении относительной политической стабильности. При условии их реализации экономика может показать подъем и на 4–4,5%.

Уже второй год подряд в Украине наблюдается дефляция. Опасно ли отсутствие роста цен для экономики страны в условиях стагнации?

В.Л. За десять месяцев дефляции нет. Не поддавайтесь иллюзии, что цены падают. Это не так. Повышаются цены производителей — на 2,3% (октябрь 2013 г. к декабрю 2012 г.). Растут тарифы на услуги почты и связи — на 9,4 %, цены на строительно-монтажные работы — на 2,7%. Увеличиваются цены на целый ряд потребительских услуг. Да и уровень дефляции цен потребительской корзины в годовом измерении (октябрь 2013 г. к октябрю 2012 г.) — минус 0,1% — это скорее уровень статистической погрешности.

А в ноябре текущего года, кстати,  вернулась инфляция — 0,2 % (ноябрь к ноябрю). Это индикатор не тотального снижения или роста цен, а скорее их относительной стабильности на те товары и услуги, по ценам которых ведутся систематические исследования статистическими службами.

Думаю, по итогам года инфляция будет близка к нулю с возможными отклонениями на несколько десятых, вероятнее всего, в сторону инфляции. Это не опасно для экономики. В условиях временного сжатия мирового внешнего спроса это поможет поддержать нужный тонус внутреннего спроса и сыграет роль определенного компенсатора внешнеторговых потерь.

Готов ли Нацбанк позволить ценам расти? Какой уровень инфляции вы считаете допустимым на данный момент? 

В.Л. НБУ ордера ценам не выписывает. Его монетарная и курсовая политика, так же, как и бюджетная правительственная, конечно, серьезно влияет на динамику цен, но не патрулирует ее и не дирижирует ею. Нам нужно не цены разгонять (хотя есть и такие предложения), а разогревать экономику. Если это удастся, то инфляцию придется еще и сдерживать.

Экономика стимулируется не ростом цен, а обоснованным по масштабу и структуре наращиванием совокупного спроса и соответственным увеличением расходов бюджета и домашних хозяйств. Что мы можем и должны, так это дорожить достигнутой супернизкой инфляцией. Украина добилась самого длительного периода низкой инфляции в своей истории. До этого самым продолжительным был период в 2001–2003 годах. 

Но ценовая ситуация тогда была изменчивой: в 2001 году инфляция составила 6,1%, в 2002 году была дефляция 0,6%, в 2003 году цены снова повысились на 8,2%. В 2010–2013 годах инфляция двигалась по нисходящей траектории. Это обеспечило целый ряд преимуществ — содействовало стабильности обменного курса, наращиванию потребительского спроса.

При слабой экономической динамике низкая инфляция позволила увеличить реальные доходы на 5–6%, рост реальной зарплаты — на уровне 9%. Ценовая стабильность дала возможность нарастить денежное предложение и начать восстановление активного кредитования: в 2012 году, например, денежная масса увеличилась за 10 месяцев на 6,4%, а в этом — уже на 12,8%.

Поэтому и спад экономики в условиях глобальной нестабильности является самым неглубоким в истории Украины. Не 60%, как в 90-е годы, или 14,8%, как в 2009 году, а около 1–1,5%.

Какие меры планирует предпринять НБУ, чтобы стимулировать банки активнее кредитовать реальный сектор?

В.Л. Чтобы поддержать кредитование и рост экономики, Нацбанк будет обеспечивать денежное предложение, адекватное макроориентирам бюджета на 2014 год, и продолжит политику удешевления денег. Причем сделает это так, чтобы инфляционные и курсовые ориентиры оставались в зоне досягаемости.

Мы будем укреплять уже созданные предпосылки для снижения процентных ставок. И при этом вместе с банками будем находиться в мейнстриме нынешнего года — неуклонном снижении стоимости депозитов и кредитов. НБУ будет благоприятствовать увеличению рефинансирования, но в то же время жестко следить за целевым использованием средств.

Мы будем содействовать тому, чтобы участники банковского бизнеса отдавали предпочтение кредитным операциям перед валютными спекуляциями. Мы найдем инструменты, чтобы этого добиться.