Маски-шоу

"Избегайте надевать на работу следующие вещи: слишком откровенные и слишком соблазнительные платья и юбки. Мини. Топы с открытым животом. Низко сидящие брюки. Обтягивающие фигуру юбки, блузки и брюки. Одежду, которая слишком высоко поднимается или опускается, когда вы сидите или поднимаете руки. Все прозрачное. Всегда носите бюстгальтер". Прочитав эти правила, американская адвокатесса Максин Келли попыталась возражать — и была немедленно уволена, несмотря на хваленую американскую политкорректность. Возмущенных дискуссий история не вызвала: дресс-код давно перестал быть проблемой американского бизнеса. Будет ли он проблемой бизнеса украинского — вопрос.

Белого не надевать, обтягивающего не носить
С готовностью воспринятые в Украине западные корпоративные стандарты, среди прочего, подразумевают и регламентацию внешнего вида сотрудников. Все больше компаний при найме сотрудников и оценке их деятельности руководствуются законами дресс-кода, так или иначе адаптированными к нашей действительности. Обычно дресс-код подразумевает соответствие двум параметрам: как нужно выглядеть на работе и как на работе выглядеть нельзя.

По традиции, внешний вид сотрудников крупных фирм отталкивается от канонов делового стиля. Задача понятна: заложить в подсознание стандарты аккуратности, профессиональности, вежливости и деловитости. В конце концов, по одежке не только встречают, она еще и настраивает на определенный лад своего обладателя. Уильям Сорлби в книге "Ключи от власти" пишет: "Чем выше уровень предлагаемой работы, тем важнее неуловимые факторы. Я спрашивал руководителей о том, почему они предпочли одного кандидата на должность высокого ранга другому. Одного, как я помню, не устроила плохая осанка кандидата. Множество раз упоминалось безвольное рукопожатие. Один лидирующий кандидат проиграл, так как в качестве руководителя самого большого подразделения не хотели видеть лысого человека".
В Украине проблема делового стиля становится все более актуальной. Мой знакомый имиджмейкер особое внимание уделяет как раз дресс-коду: консультируя по вопросам успешного прохождения собеседования или указывая на причины неудач уже состоявшихся бизнесменов, он все может объяснить только "неэффективным выбором внешнего воздействия". На нескольких украинских интернет-форумах я обнаружила активное обсуждение вопроса: "В чем идти на собеседование?" Основываясь на собственном опыте, менеджеры, банкиры, переводчики советуют женщинам не надевать брюк, не пользоваться духами, не покрывать ногти лаком и не распускать волосы.

"В западных компаниях некоторые вещи предполагаются по умолчанию: в чем можно приходить, в чем нельзя. А в наших — подробности корпоративного гардероба приходится прописывать специально, — говорит HR-менеджер Наталья Канашевич — (г. Днепропетровск). — Если кандидат приходит ко мне на интервью, он не обязан знать дресс-код нашей организации, ведь он пока — не член коллектива. Но я буду оценивать его умение одеваться, и на основании внешнего вида составлю мнение о том, имеет ли он вообще представление о стиле делового поведения. Человек, соблюдающий правила дресс-кода, будет восприниматься руководством как более профессиональный. И при прочих равных условиях его, скорее всего, первого пошлют на обучение или повысят в должности. Дресс-код организует человека, упорядочивает его психологию. Люди, имеющие о нем представление, называют себя, когда звонят по телефону, а отвечая на звонок, просят представиться, а не задают вопрос: "А кто его спрашивает?".

Часовым ты поставлен у ворот
Как известно, западные компании, чья корпоративная политика опирается на социологические и психологические исследования, в большинстве практикуют так называемые casual fridays. По пятницам сотрудникам позволяется расслабиться и появиться на работе в одежде, не выдержанной в деловом стиле — в тех же, к примеру, джинсах, категорически запрещенных в другие дни недели. Принцип понятен: метод кнута и пряника, возможность выпустить пар и плавно, без стресса, перейти к выходным. Увы, украинские компании зачастую пренебрегают этим послабляющим методом. Возможно, дело здесь в сугубо ментальных особенностях — если уж у нас начинают закручивать гайки, то пока не сотрется резьба.
"В отношении корпоративных правил и, в частности дресс-кода, я делю украинские конторы на вменяемые и невменяемые, — говорит Дмитрий Кононенко, руководитель департамента рекламы и продаж (г. Донецк). — Вменяемые стараются не распространять ненужных стандартов на своих сотрудников: по крайней мере, на тех, кто стоит компании намного больше, чем их месячная зарплата. Например, дресс-код для IT-специалистов в банке, на мой взгляд, — это признак невменяемости конторы. Если руководство говорит сотруднику, что ходить в свитере — это непрофессионально, значит, для нее профессионализм сотрудника не в том, что и как он делает на рабочем месте, а в том, как он одевается. Это значит,что сотрудник для компании — ноль без палочки".

В особо запущенных случаях офисный дресс-код исчерпывающе формулируется специальным документом, включающим все возможные детали. Иногда эти формулировки носят прямо-таки унизительный характер. Вот несколько выдержек из правил, принятых некоторыми компаниями:

"Для поддержания единого корпоративного стиля и делового имиджа компании сотрудникам вменяется в обязанность неукоснительно исполнять все перечисленные ниже требования. Нарушением правил единого корпоративного стиля компании считается приход на работу или на переговоры и деловые встречи вне офиса в спортивной или джинсовой одежде; в прозрачной одежде или одежде, полностью открывающей руки, живот или ноги; в спортивной или открытой обуви (сандалиях, босоножках и т.д.)".

"Сотрудник компании должен приходить на работу причесанным и чистым. Рубашку, белье и носки следует менять каждый день. Пользоваться душем следует два раза в день. Голову следует мыть не реже одного раза в три дня, при жирных волосах — чаще".

В украинском представительстве транснациональной компании с филиалами во всех регионах женщинам запрещено носить не только брюки, но и платья. Единственным допустимым вариантом является жакет с юбкой. Оптимальное сочетание цветов — черный верх, белый низ, допустимы серый и темно-синий цвета. Разрешаются колготки только телесного цвета (в любое время года), обувь — только черная, с закрытым носком и пяткой, на каблуке не выше 6 см, запрещены длинные ногти и цветные лаки, духи, распущенные волосы и яркие заколки для волос. Количество украшений ограничивается обручальным кольцом. Правила для мужчин регламентируют и рассматривают все возможные цветовые сочетания костюма, рубашки, галстука, носков, обуви, длину носков и стиль оправы очков! Рубашка с длинными рукавами, костюм и галстук — незыблемое сочетание в любое время года. Отдельным пунктом оговаривается смена белья и носков ежедневно. И мужчинам, и женщинам не рекомендуется появляться в одном и том же костюме два раза подряд. Никаких ассигнований на гардероб фирма не предоставляет, но зарплаты сотрудникам платятся весьма солидные. Несоблюдение правил карается штрафом в размере $20. Как вы понимаете, эти инструкции были составлены на основе рекомендаций американских консультантов фирмы, но, по нашей привычке "догонять и перегонять", были модифицированы в сторону ужесточения. Между тем, попасть в эту корпорацию считается пределом удачливости — и требования дресс-кода еще ни разу не останавливали соискателей.

Генеральские погоны
Волна споров о стиле украинского премьера, кажется, утихнет еще нескоро. В частности, обсуждения таланта г-жи Тимошенко грамотно нарушать жесткие правила дресс-кода "верхних эшелонов". В среде московских журналистов до сих пор ходят слухи о том, что финансовые проблемы с газовым магнатом Вяхиревым Юлия Тимошенко когда-то решила очень по-женски: на переговоры она якобы явилась в мини-юбке и ботфортах. Вяхирев долго смеялся, но ход оценил и Тимошенко навстречу пошел. Говорят, что при таком насыщенном графике работы Юлия Владимировна ухитряется, тем не менее, выкроить время для решения гардеробного вопроса и примерки проводит по ночам.

Идея ее знаменитой косы обсуждается на всех уровнях. Кто-то видит в этом штрихе параллель с бескомпромиссными комиссаршами революции (и читает между строк декларацию о честности, несгибаемости и жесткости "по законам военного времени"), кто-то — намек на патриархальную "селянскую" Украину (а значит, заявление о готовности патриотически прильнуть к корням), кто-то — отзвуки стиля буржуазной интеллигенции в духе Леси Украинки, Ольги Кобылянской и канувших в Лету безымянных курсисток (и, следовательно, утверждение их идеалов о спасении утопающей в нищете бесправной нации)… Как бы то ни было, продуманная старомодность этой прически в сочетании со следованием модным тенденциям выделяет Юлию Тимошенко из толпы, отделяет от привычного стереотипа "аппаратной дамы" и, возможно, отвлекает от содержания ее высказываний. Здесь, пожалуй, есть и своеобразная женская хитрость: украинские политики и бизнесмены, мрачно утверждающие, что "Юля — больше мужчина, чем любой мужчина", невольно смягчаются и теряются, сталкиваясь с очевидными проявлениями ее тщательно культивируемой женственности.

Прочие немногие дамы национальной политики то ли сознательно, то ли наоборот от недостатка женской фантазии сделали ставку на традиционный офисный дресс-код государственного масштаба — что-то от школьного завуча, что-то от партийной функционерши "застойных" времен, что-то от директрисы совкового ресторана. Цена костюма, аксессуаров и укладки при этом значения не имеет. Видимо, такой имидж содержит тривиальное скрытое послание: женщины, ступившие на мужскую территорию, демонстративно отказываются от половых преимуществ. Не удостаивают, так сказать… Пример Юлии Тимошенко наглядно демонстрирует их существенный логический просчет.

Имиджмейкер Татьяна Рассказова (Донецк-Москва) предвидит резкие перемены в политическом дресс-коде в самое ближайшее время. По ее расчетам, примерно через два месяца власть предержащие украинки оценят преимущества стиля Тимошенко — и парламент превратится в настоящий цветник, во всяком случае, женственности ощутимо прибавится: "Юлия Тимошенко уже задала новый тон, сломав стереотип, согласно которому, чтобы тебя уважали мужчины, следует одеваться, как они. Ошибка той же Ирины Хакамады была в том, что она, старательно культивируя "стильность", не сумела все же найти изюминки, что удалось украинскому премьеру. До Тимошенко демонстративно подчеркивала свое женское естество, пожалуй, только принцесса Диана, но ей и не снились такие мужские полномочия и такая мужская победа".