Леонид Галецкий: "Если бы на ЧАЭС использовался бериллий, этой аварии не было бы"

Профессор Института геологических наук является первооткрывателем Пержанского бериллиевого месторождения. На его разведку он потратил 11 лет жизни, в
Профессор Института геологических наук является первооткрывателем Пержанского бериллиевого месторождения. На его разведку он потратил 11 лет жизни, в итоге получив всесоюзную награду. Впрочем, его главная мечта пока так и не осуществилась — разработка месторождения не начата. В интервью "ВД" Леонид Галецкий рассказал, почему иностранные инвесторы заинтересовались добычей бериллия именно сейчас, и чем разработка месторождений бериллия может быть выгодна Украине.
Минприроды заявляет об интересе иностранных инвесторов к разработке бериллиевых месторождений в Украине. Почему их интересует именно этот металл?

В чем особенность Пержанского месторождения, столь привлекательного для инвесторов?
— Во-первых, бериллий на этом месторождении обладает очень высокотехнологическими свойствами. Во-вторых, если ранее были известны месторождения бериллия в сотни тонн, то сейчас можно говорить о тысячах и десятках тысяч тонн.

В начале 1960-х годов Пержанское месторождение было своего рода Меккой для самых авторитетных геологов Советского Союза. Планы по разработке этого месторождения были большими, но им не суждено было сбыться — все силы бросили на разработку Ермаковского месторождения в Прибайкалье. Высшее руководство страны решило, что Украине с головой хватит разработки месторождений железной руды, которая велась тогда очень активно.

Вы говорите о том, что разработка месторождения так и не была начата. Не велась она и в годы независимости. Почему же интерес инвесторов возник сейчас?
— Ко мне, как специалисту, который непосредственно разведывал месторождение, очень часто обращаются за консультациями иностранные компании. Признаюсь, диалог не прекращался на протяжении двадцати лет, но в последний год заинтересованность в разработке месторождений, не только Пержанского, но и Ястребецкого, Юровского (Житомирская область) возросла. К сожалению, не могу назвать вам компании, которые сейчас хотят выйти на украинский рынок и ведут переговоры с Минприроды, — они просят не озвучивать никаких планов, консультации ведутся конфиденциально.

С вашей точки зрения, могла бы Украина самостоятельно вести разработку этого месторождения?
 — Я не исключаю, что могла бы, другое дело — захочет ли. Но то, что это необходимо делать, сомнений нет. Украину в мировом сообществе геологов называют редкометаллической провинцией с огромным потенциалом. В настоящее время новое правительство озвучивает планы по инновационному развитию, возможно, больше внимания будет уделено вопросам, связанным с разработкой месторождений редких металлов. Это могло бы помочь и депрессивным районам. У нас Полесье, по сути, деградирующий регион, и разработка месторождений редких металлов позволила бы поднять экономику области и улучшить уровень жизни.