Нефтеслив

Нефть "упала". На минувшей неделе после очередного полета вниз цена на "черное золото" была зафиксирована на уровне $58,40 за баррель — против июльского пика $78,40 за баррель, достигнутого в результате двух (ливанско-израильского и американско-иранского) кризисов на Ближнем Востоке. Это падение более чем на 20% — самое крутое с 1991 г., со времен первой войны в Персидском заливе. Главный мировой поставщик нефти, ОПЕК, предпринимает срочные меры для возврата цен на прошлый уровень. Насколько эти тенденции могут отразиться на украинских ценах на бензин, выясняла "ВД".

Откат мирового масштаба

Итак, прогнозы о том, что нефть в мире будет только дорожать, дали сбой. Причины — объективные изменения на мировой экономической арене, помноженные на субъективизм нефтетрейдеров.

Основной повод для ценового падения — опубликованный в США еженедельный доклад Министерства энергетики о состоянии запасов сырой нефти и нефтепродуктов в этой стране. С окончанием октября в Северной Атлантике завершится сезон ураганов, на этот раз не принесший ущерба нефтяной отрасли Соединенных Штатов. Дружелюбная по отношению к США природа позволила добыче нефти на шельфе Мексиканского залива оставаться стабильной, и Вашингтон смог сформировать достаточные запасы нефти и нефтепродуктов. По состоянию на 22 сентября 2006 г. коммерческие запасы сырой нефти в США были выше прошлогодних на 5,3%, запасы бензина — на 9,3%, а запасы тяжелых дистиллятов — на 15,3%, что стало рекордным объемом за последние семь лет. И, по мнению экспертов, рост запасов углеводородного сырья в США продолжится и дальше.

Информация о наличии значительных запасов нефти в США позволила рынку задуматься о возможности образования избытка сырья в стране, которая потребляет пятую часть всей нефти в мире. Повлияли на рекордное падение цен и активные переговоры Белого дома с Ираном, значительно снизившие вероятность введения санкций против последнего. Именно экономические санкции в отношении Тегерана и могли послужить причиной прекращения потока "черного золота" из этой крупной нефтедобывающей страны, четвертой в мире по количеству поставок. Более того: по последним данным, в ближайшую пятилетку страны-члены ОПЕК планируют инвестировать в нефтяную промышленность $94 млрд, что также дает повод не бояться серьезного уменьшения поставок "черного золота" на мировые рынки. На пользу снижению цен на нефть пошло и недавнее понижение Международным энергетическим агентством (МЭА) собственного прогноза относительно роста мирового потребления нефти на ближайшее будущее. По оценкам экспертов МЭА, потребность в нефти в 2006 г. не превысит 84,6 млн баррелей в день, т.е. на 100 тыс. баррелей меньше, чем обещали ранее. Изменения коснулись и прогнозов на 2007-й: вместо 86,2 млн мировая потребность в нефти будет составлять только 86 млн барр./день.

Итак, сегодня стоимость нефти из "корзины ОПЕК" составляет $55,27 за баррель. Но, по мнению экспертов картеля, даже такое падение предельным назвать нельзя — нынешними темпами уже к середине 2007 г. мировые цены на нефть могут вернуться к уровню 2004 г. ($40 за баррель). С другой стороны, есть повод думать и об обратных процессах. Так, регулирующие органы Норвегии — третьего в мире по величине экспортера нефтепродуктов — наложили запрет на нефтедобычу на двух своих месторождениях, что привело к существенному сокращению поставок нефти из этой страны. Рынок прореагировал незамедлительно: в тот же день после долгого падения цены на нефть медленно поползли вверх. Прореагировали и нефтяные эксперты, заговорившие о том, что, возможно, окончание периода стремительного падения мировых цен на нефть уже не за горами.

К тому же, в связи с рядом объективных причин, сегодня наблюдается замедление темпов экономического роста в Соединенных Штатах — крупнейшем мировом импортере нефти. Страны ОПЕК понимают, что не в их интересах держать цены на таком уровне, который ведет к ухудшению экономического положения в Соединенных Штатах и других государствах-импортерах, подрывая саму основу их нынешнего благополучия. А потому, чтобы избежать рецессии в США и если это будет гарантировать нынешний высокий уровень добычи, члены ОПЕК даже готовы смириться с ценами $50-60 за баррель. Переступить порог в полсотни долларов для картеля — уже недопустимо. К тому же на повышение цен может сыграть и ситуация на Ближнем Востоке, прогнозировать развитие которой не берется никто. Одним словом, по мнению мировых аналитиков, говорить сегодня о дальнейшей динамике мировых цен на нефть — значит гадать на кофейной гуще. Из-за чувствительности к политическим и экономическим событиям, терактам и стихийным бедствиям предугадать динамику развития мирового рынка сейчас не берется никто.

Что предпримут россияне?

Главный способ удержать цены на "черное золото" в пределах допустимого порога (не говоря уже о том, чтобы вернуть их на прежний высокий уровень) — ограничить его добычу. Такова принципиальная программа действий основных мировых экспортеров нефти, входящих в круг избранных — ОПЕК. Сегодня поставки нефти из стран организации сохраняются на рекордном за 25 лет уровне и составляют около 30 млн барр./день (более 40% мирового потребления нефти). Но после ряда совещаний члены картеля достигли единогласного соглашения относительно объема сокращения поставок: добыча нефти будет сокращена на 1 млн баррелей в день. Отсчет предстоящего сокращения, которое вступит в силу до окончания октября, пойдет от официальной квоты нефтедобычи — 28 млн барр./день. Договориться осталось лишь о том, каким образом эта 1-миллионная доля будет разделена между десятью членами организации. Сократить добычу решили и другие экспортеры нефти — Венесуэла и Нигерия.

В то же время практически все поставки в Украину совершаются не ОПЕК, а нашей восточной соседкой, Москвой. И как один из главных мировых поставщиков нефти, Россия несет явные потери в связи с нынешними ценовыми изменениями. На долю углеводородов приходится около двух третей российского экспорта (5 млн баррелей в сутки) и более половины доходов бюджета. И, поскольку после длительного падения цены на российскую нефть Urals сегодня колеблются в районе $57 за баррель, ежедневно от падения цен Россия теряет $55 млн: ее выручка снизилась с $340 млн до $285 млн в день.

Более того, бюджет РФ на 2007 г. исходит из цены на российскую нефть $61 за баррель, т.е. существенно выше, чем текущая цена Urals. Высокие цены на углеводородное сырье на 75% определяют доходную часть российского бюджета. Тем не менее, даже в таких условиях нынешние цены на нефть, в том числе и российскую — это даже больше, чем сверхрентабельность. И даже если цена опустится к уровню $40 за баррель, Россия все же сможет сохранить профицит своего бюджета и текущего платежного баланса, хоть это и немного остудит экономический бум в стране, усложнив условия для кредитования. (При мировых ценах выше $27 за баррель 90% российских сверхдоходов в виде экспортной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых сразу же изымаются в Стабилизационный фонд РФ, а налоги в бюджет нефтяники платят за счет остающихся у них средств). Действительно суровые времена для Москвы начнутся в случае, если цены на нефть снизятся до $37-38 за баррель — порога бездефицитности российского бюджета. А согласно проекту "Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год", второго после бюджета финансового документа страны, прирост российского ВВП до 5% грозит Кремлю только при ценах на нефть сорта Urals в размере $45 за баррель.

Таким образом, вполне вероятно, что даже при сохранении нынешних цен на "черное золото" Россия будет играть против остальных мировых экспортеров, и в пику ОПЕК если не увеличит, то, по крайней мере, сохранит нынешние объемы поставок по низкой цене.

При этом, несмотря на то что 1 октября Москва на $21,2 увеличила экспортную пошлину на нефть (до уровня $237,6/т), по мнению исполнительного директора "Издательского дома "UPECO" Сергея Куюна, по итогам следующего двухмесячного мониторинга, который показывает безостановочное падение цен, пошлина будет довольно существенно снижена. Впрочем, уменьшение пошлин можно ждать только 1 декабря 2006 г., а впереди еще вторая половина мониторингового срока, и много зависит от того, куда поползут цены в ноябре — вверх или вниз.

Докатиться до Украины

Одновременно с общемировым подорожанием нефти полтора года назад свою границу для импортного топлива открыла и Украина. На этот шаг в борьбе с неоправданно дорогой, но при этом некачественной отечественной нефтью пошло правительство Юлии Тимошенко. Отказ от протекционизма обрушил слабую украинскую нефтепереработку, увеличив импорт нефтепродуктов с 5 до 20% и, соответственно, уменьшив объемы переработки нефти на отечественных НПЗ в среднем на 16%. На новый, неприятный для отечественных автомобилистов уровень вышли и цены на бензин. При этом украинские трейдеры все как один дружно заявляли, что подобное повышение — объективно. А потому деваться любителям частного транспорта в Украине некуда, и другого выхода, кроме как привыкнуть к новой ценовой реальности, у них просто нет. Трейдеры ошиблись. Осень-2006 привела к обвалу на нефтяных рынках мира, вызвав панику в государствах-экспортерах. Но, в отличие от стран Запада, украинские покупатели серьезных ценовых изменений практически не ощутили. Несмотря на удешевление оптовых партий импортного топлива, отечественные АЗС выдались на удивление скупыми на снижение цен. В то время как за период с августа по сентябрь нефть в мире подешевела более чем на 20%, украинские автозаправки уменьшили цены только на 3-4% — до 4,60 грн./л для А-95.

Казалось бы, несоответствие мировых и украинских цен на нефтепродукты разительно. Но, как объясняют подобный "феномен" отечественные нефтетрейдеры, сейчас на АЗС Украины поставляются нефтепродукты, выработанные из сырья, закупленного еще по "высоким" ценам. Исходя из мировых котировок на сырье марок Brent и Urals, российская нефть, которую закупают отечественные НПЗ (до 80% перерабатываемых объемов, остальное поставляют отечественные добытчики), действительно должна подешеветь. Если еще в первой половине июля цена на Urals достигала исторического максимума — $69,27, сегодня она стоит $55,77/баррель. В связи с этим ориентировочная стоимость сырой нефти для украинских НПЗ может составить $420/т. Как только на украинские заводы поступит дешевая нефть, бензин и дизтопливо на АЗС, уверяют нефтетрейдеры, подешевеют. И это уже случилось, украинские автомобилисты могут порадоваться возвращению цен на уровень декабря-2005: 4,10 грн./л для А-95, 3,80 грн./л для А-80 и 3,95 грн./л для ДТ. При этом в условиях общемирового снижения стоимости "черного золота" украинское правительство собирается пойти на введение импортных пошлин. Цель — увеличить долю продукции отечественных НПЗ на внутреннем рынке. На днях Юрий Бойко заявил о введении пошлины на импорт нефтепродуктов в размере EUR10 за тонну бензина и EUR25 — за тонну дизеля. Именно этим шагом Кабмин надеется вернуть к жизни отечественных нефтепереработчиков, переживающих сейчас кризисные времена из-за неспособности конкурировать с продукцией российских и белорусских компаний.

Впрочем, вряд ли стоит надеяться, что после прикрытия границ отечественная нефтепереработка даст нужный объем ресурса. Главная причина в том, что сегодня из шести украинских НПЗ реально работают только два — Лисичанский и Кременчугский. При этом из-за устаревшего оборудования их отставание в эффективности по сравнению с нефтеперерабатывающими мощностями Запада слишком велико. Низкое качество, низок и объем бензина, получаемый из тонны нефти. Нефтетрейдерам попросту выгоднее покупать дешевую нефть за границей, чем вкладывать миллионы долларов в развитие мощностей в Украине. Исключением может стать только Кременчугский завод нынешней мощностью 10 млн т. Его совладелец, российская "Татнефть", не так давно заявила о глобальной модернизации своих нефтеперерабатывающих мощностей в Украине. Для того чтобы кардинально улучшить качество выпускаемого топлива и оттянуть на завод свою "тяжелую", высокосернистую нефть, которую, по слухам, "Татнефть" подмешивает в российскую экспортную трубу, татарская компания намерена вложить в украинское производство до $1 млрд. Что же касается остальных нефтеперерабатывающих предприятий Украины, то большинство аналитиков сомневаются в возможности возобновления их нормальной работы только благодаря введению импортных пошлин. Но цена вопроса слишком велика, и на самостоятельную модернизацию украинские НПЗ сегодня не способны. По мнению Сергея Куюна, заставить предприятия заняться собственной реконструкцией в состоянии только государство. В Кабмине, по-видимому, также об этом знают, поэтому, помимо введения импортных пошлин, в текущем октябре правительство Украины будет инициировать и законопроекты о тарифной политике и стимулировании НПЗ для инвестиций в реконструкцию производства. По расчетам кабминовских идеологов, запуск заводов на полную мощность должен принести казне 1 млрд грн. налогов. Но если введение импортных пошлин пойдет на пользу нефтепереработчикам и государству, для покупателей на заправках это может обернуться новыми проблемами. Введение пошлин значительно ограничит доступ качественного импортного топлива на наш рынок, и даже в случае, если уменьшения поставок не произойдет, потребителей ждет другой "сюрприз" — пропорциональное уровню заграждения подорожание бензина и дизеля на 6-15 коп. за литр.

Одним словом, нынешнее падение мировых цен на нефть не обойдет стороной никого. Ни ОПЕК с Россией, которым придется смириться со значительным сокращением своих доходов. Ни Украину, которая вследствие понижения цен на российскую нефть Urals может позволить себе повысить импортные пошлины, попытавшись тем самым возродить из практического небытия свою нефтеперерабатывающую индустрию.