ВАЛЕНТИНА АРБУЗОВА: "Вместо эффективных законных правил предупреждения схем оптимизации авторы Налогового кодекса расширяют полномочия контролирующих органов"

Член Ассоциации налогоплательщиков убеждена, что власть должна искать компромисс с бизнесом. В противном случае конфронтация лишь усилится, что в итоге приведет лишь к увеличению теневого сектора в экономике страны.

На ваш взгляд, что можно считать главным достижением Налогового кодекса в отношениях между властью и малым бизнесом?
— Нынешняя редакция НК, на наш взгляд, не улучшает положение малого бизнеса. Упрощенная система налогообложения для юридических лиц работала эффективно. И ее ликвидацию считаем нецелесообразной. Также мы поддерживаем введение нулевой ставки налога на прибыль для малых предприятий. Но с обязательным контролем, чтобы освобожденные средства шли не на обогащение собственников, а на развитие производства. В этом мы видим поддержку государством малого бизнеса.

Вы согласны с мнением, что кодекс перекрывает схемы уменьшения налогообложения для крупного и среднего бизнеса с использованием "упрощенцев"?
— Да, согласна. Кодекс однозначно перекрывает схемы не просто уменьшения, а избегания налогообложения. Но в данном случае из-за недобросовестных налогоплательщиков пострадают и те, кто работает честно. Так что резко отказываться от "упрощенки" нельзя. Тут нужно разработать такие правила для бизнеса, когда схемы минимизации с участием "упрощенцев" станут невыгодными.

К сожалению, вместо эффективных законных правил предупреждения схем оптимизации, авторы НК стараются решить проблемы за счет расширения полномочий контролирующих органов. При этом они не учитывают тот факт, что чем больше давление и пресечение, тем сильнее у наших граждан желание что-то спрятать. Таков наш менталитет.

По вашему мнению, как можно решить проблему с оптимизацией на­логообложения через "упрощенку" без запрета относить услуги и товары, покупаемые у едино­наложников, на валовые затраты?
— Думаю, необходимо внедрить налог не в виде фиксированной суммы, а в виде процентной ставки от выручки. Тем более что проектом предусматривается внедрение РРО. А ставку рассчитать такую, чтобы, с одной стороны, было невыгодно "отмывать" средства через, например, интеллектуальные услуги, а с другой — чтобы часть единого налога все-таки отчислялась на социальное страхование предпринимателей.

Какие нормы кодекса, по вашему мнению, усиливают права сотрудников налоговых администраций?
— По сравнению с действующим законодательством налоговая получила значительные дополнительные права. Возьмем хотя бы решение о проведении документальной выездной внеплановой проверки, которое принимает орган налоговой службы на свое усмотрение. Или введение нового вида проверок — фактических, осуществляемых по приказу руководителя органа государственной налоговой службы без предупреждения плательщика. В ходе проверки может проводиться хронометраж хозяйственных операций для установления реальных показателей работы плательщика — это для нас новое понятие.

Какими правами во взаимоотношениях с сотрудниками ГНАУ авторам кодекса следовало расширить возможности налогоплательщиков, особенно из сферы малого бизнеса?
— В действующем законодательстве и в проекте НК предусмотрено достаточно прав налогоплательщиков. Но проблема в том, что ими фактически не пользуются, часто из-за незнания. Как выход мы видим усиление просветительской деятельности с привлечением общественных институтов, в частности Ассоциации налогоплательщиков Украины, и других родственных организаций, предоставление реальной правовой поддержки налогоплательщикам.

Кроме того, налогоплательщики должны иметь абсолютное право требовать от должностных лиц налоговых органов нести ответственность за свои действия, так же, как и налоговые органы применяют наказания в отношении плательщиков. В частности, должна быть предусмотрена и применяться конкретная ответственность за отказ в принятии декларации, за невозврат подтвержденной суммы возмещения НДС, за вымогательство "откатов" за возмещение налога, за рассрочку, отсрочку и списание налогового долга и т. д.