Четыре новые войны

Детский стишок "Мы делили апельсин, много нас, а он — один" как нельзя лучше отражает нынешние взаимоотношения ведущих ФПГ Украины. Нестабильность в украинской политике ударила рикошетом по бизнесу — отсутствие железной руки, способной разграничить сферы влияния олигархов (хотя бы системой сдержек и противовесов времен Кучмы), привело к всплеску олигархических войн. Резкое усиление "РосУкрЭнерго" и попытка компании расширить влияние на несвойственные ей рынки вызвали бурю негодования у местных олигархов, также неравнодушных к денежным потокам, которые могут принести определенные виды деятельности.

Обретение донецкими власти, казалось бы, дает мощные лоббистские возможности СКМ Рината Ахметова. Однако получить желаемые рынки оказалось не так просто. Энергетика и металлургия — основные попавшие "под нож" деления отрасли. Дмитрий Фирташ, Ринат Ахметов и Игорь Коломойский никак не могут "сообразить на троих" — что кому достанется в топливно-энергетическом комплексе. А "красный директор" Юрий Бойко объявил войну поставщикам железной руды.

Причина возникшего сыр-бора на почве делимитации границ влияния ФПГ проста — ни одна из групп не имеет властного лобби, превалирующего над лобби оппонентов. А Коломойский и Новинский вообще не имеют лобби в центральной власти. Так что им следует побеспокоиться о том, чтобы, как в упомянутом стишке про апельсин, этим ФПГ не досталась кожура. Как поделят олигархи зоны влияния, попыталась спрогнозировать "ВД".

Ахметов против Фирташа

Посредник поставок импортного газа в Украину — "РосУкрЭнерго" — обосновалась здесь всерьез и надолго. Если у кого-то насчет этого и были сомнения, то после заключения контракта на 2007 г. с непосредственным продавцом голубого топлива потребителям — "УкрГаз-Энерго" — по цене $130 за тысячу кубометров, они развеялись. Но, как оказалось, этим поле деятельности РУЭ не ограничится. Одной из главных причин передела ряда интересных рынков стали непомерные амбиции "РосУкрЭнерго", которая захотела чего-то новенького. Совершенно неожиданно компания ринулась в несвойственные для неё ранее ниши, демонстрируя, что выросла из "газовых штанишек". Первая — энергетика.

Созданный Дмитрием Фирташем в 2003 г. энерготрейдер Emfesz Kft, доминирующий игрок на венгерском рынке газа, 26 октября подписал контракт на покупку 1,5 млрд кВт-ч электроэнергии из Украины для продажи в 2007 г. на венгерском рынке (это более чем треть объема тока, экспортируемого из Украины в Венгрию). Это произошло молниеносно и вопреки протестам венгерских бизнес-кругов, на днях высказавших свое недовольство возможной сменой энерготрейдера Виктору Ющенко. С момента официальной информации со стороны нового оператора энергоэкспорта о планах экспортировать ток прошло лишь несколько дней, а контракт уже готов.

К такому решительному напору в лагере лоббистов СКМ, имеющей свой интерес в энергетике, явно были не готовы. Напомним, экс-менеджер "Востокэнерго" (одного из главных звеньев энергетического дивизиона СКМ — ДТЭК) — Игорь Глущенко возглавляет НАК "Энергокомпания Украины", в уставный фонд которого должны быть переданы 100% акций монопольного на сегодняшний день экспортера тока — "Укринтерэнерго" (после корпоратизации). Рынок экспорта дает немалые потоки денег — только за первое полугодие этого года доход от экспорта достиг $129,9 млн. На этом рынке пересеклись интересы как минимум трех олигархов: Дмитрия Фирташа, Виталия Гайдука и Рината Ахметова (который, кроме НАК "ЭКУ", имеет лояльных руководителей ГП "Энергорынок" и Нацкомиссии регулирования электроэнергетики). Последняя, к слову, уже полгода как занималась разработкой процедуры продажи на аукционах доступа к сечениям магистральных электросетей (проще говоря, экспортным каналам тока). О чем в нынешней ситуации резко вспомнил вице-премьер Андрей Клюев — он заявил о возрождении идеи выбора экспортера тока на конкурсной основе. Это — очевидный камень в огород слишком активного Фирташа. Свои позиции в экспорте электроэнергии попытается сохранить и вернувшийся во власть Виталий Гайдук (его СМИ связывают с операторами экспорта тока в Венгрию, Словакию, и Польшу — System consulting RT (был сменен в прошлом году на Energy Capital) , Korlea Invest A.S. и ZOMAR S.A соответственно). То, что в данном процессе Фирташ и Гайдук станут жестокими оппонентами, подтверждается некоторыми последними высказываниями главы Минтопэнерго Юрия Бойко. По его словам, в условиях декларирования отделения бизнеса от власти назначение миллиардера (Гайдука — прим. "ВД") на пост главы СНБОУ выглядит противоречиво.

Фирташ против Коломойского

Еще одна олигархическая война разгорелась между "УкрГаз-Энерго" и группой "Приват". Расправившая крылья "УГЭ" посчитала себя вправе диктовать условия игры на газовом рынке. "За девять месяцев мы заплатили в государственный бюджет 2,708 млрд грн. Это больше, чем вся металлургия, это больше, чем "Укрзалiзниця", — сказал недавно журналистам глава "УкрГаз-Энерго" (дочки "РУЭ" и "Нафтогаза України") Игорь Воронин. Так что скромность явно не входит в число недостатков монопольного поставщика газа крупнейшим украинским потребителям.

Глубоко прочувствовав свое монопольное положение, "УГЭ" отказалась продавать газ в ноябре 16-ти крупным промпредприятиям страны, большинство из которых входят в группу "Приват" (КЖРК, Орджоникидзевский и Южный ГОКи, метзавод им. Петровского, Запорожский ферросплавный, и даже "Днепроазот", для которого газ является не столько энергоресурсом, сколько сырьем для выпуска удобрений). Первым на ситуацию отреагировал Запорожский ферросплавный завод. Реакция стандартная — угроза остановки предприятия, намерения разобраться с оппонентами в суде.

Объяснения своего отказа предоставить лимиты и подписать контракты на покупку газа в ноябре со стороны "УГЭ" выглядели несколько странно. Компания, позиционирующаяся как монопольный газотрейдер, поставляющий топливо промпредприятиям, заявляет, что импортируемый в ноябре газ предназначен исключительно(!) для обеспечения потребностей тепловой энергетики, бюджетных организаций и газотранспортной системы Украины. Вместе с тем, еще при выходе "УГЭ" на газовый рынок Украины трейдер и дочка НАК "Нафтогаз України" — "Газ України" — четко разделили сферы деятельности: "УГЭ" — промышленность, "Газ Украины" — бюджетники, тепловики, население. И тут на тебе — крупнейший трейдер отказывает промышленности в газе?!

Как выяснилось, для промпотребителей "УГЭ" "поднимает" газ из подземных хранилищ (ПХГ), где у нее припасено 8 млрд куб. м. Интересно, что по информации компании, у "пострадавших" приватовских предприятий в тех же ПХГ сосредоточен большой запас собственного газа. И Минтопэнерго тут же подтвердило эту информацию статистикой. Так, около 1,8 млрд куб. м принадлежат компаниям "Энергоальянс" и "Индеко", входящим в группу "Приват", и еще около 2 млрд куб. м — ОАО "Укрнафта", где у "Привата" 42% акций.

В "УГЭ" и Минтопэнерго подозревают компании в намерении придержать принадлежащий им газ, чтоб спустя некотрое время выгодно его экспортировать (возможность разрешить экспорт газа рассматривается на уровне правительства). А пока — приобретать газ по цене еще этого года — $95 за 1 тыс. куб. м. Надо сказать, вполне логичное желание со стороны компаний. В следующем году они смогут продать его за рубеж минимум по $300 за 1 тыс. куб. м.

Но, кроме прозвучавших официально версий, есть еще одна, явно не последняя по значимости. "Нафтогаз України" долгое время воюет с "Укрнафтою", пытаясь заставить ее продавать весь добываемый газ населению. Компания отказывается это делать, мотивируя экономической невыгодностью. Свежий ход с отказом продавать газ приватовским предприятиям — не что иное, как ультиматум. Или продавайте населению, или покупайте сами. Заработать на экспорте не дадим. Ведь границы для реэкспорта украинского газа неизбежно откроются — это нужно как "Нафтогазу", так и "РУЭ".

Ахметов против Коломойского и Фирташа

Газовые разногласия "УГЭ" и Игоря Коломойского косвенно подтверждают интерес Юрия Бойко и Дмитрия Фирташа к "Укрнафте" — или как к недостающему элементу собственных планов, или как к конкуренту, которого нужно похоронить. Недавно принятый в первом чтении парламентом закон о снижении кворума на собрании акционеров с 60 до 50% + 1 акция фактически позволяет полностью отстранить Игоря Коломойского, контролирующего 42% акций предприятия, не только от оперативного управления компанией (как это происходит сейчас), а и вообще лишить какого-либо влияния при принятии ключевых решений. Одна из прибыльнейших компаний Украины, "голубая фишка" местного фондового рынка интересна Бойко и Фирташу как база для создания вертикально интегрированной нефтяной компании. Причем не столько в части добываемой нефти, сколько в сегменте сбыта, очень удачно организованном Игорем Коломойским. Напомним, "Укрнафта" приобрела у подконтрольных "Привату" компаний более 550 АЗС и собиралась расширить в будущем сеть до тысячи заправок.

Недавно "УкрГаз-Энерго" столь же неожиданно ворвалась в нефтяной сегмент, как и в электроэнергетический. Причем сообщила об этом постфактум. Операции с нефтью компания начала проводить уже в конце октября. Она купила 250 тыс. т нефти у ОАО "Роснефть" и "Сургутнефтегаз" для переработки на Кременчугском НПЗ (ОАО "Укртатнафта") и продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке Украины. Еще немного нефти — 97,8 тыс. т — компания докупила на недавнем традиционном аукционе по продаже нефти "Укрнафти".

А уже в 2007 г. компания собирается импортировать в Украину более 3 млн т нефти и весь этот объем переработать на Кременчугском НПЗ с тем, чтобы занять 20% рынка топлива. Планы, наверняка шокировавшие действующих участников рынка нефтепродуктов.

Виды "УкрГаз-Энерго" на нефтянку неприятно удивили СКМ. Ведь законопроект по поводу снижения кворума, позволяющий вернуть влияние государства на "Укрнафту" и потенциально на "Укртатнафту", разработал юрист СКМ, депутат Воропаев. Явно для себя старались, а тут кто-то смешал карты. "Есть только две ФПГ, под которые в Украине могут создать национальную ВИНК, — "Приват" или СКМ", — сказал корреспонденту "ВД" один из участников нефтерынка на условиях анонимности. Так что СКМ нацелился на то, что долгое время удавалось Коломойскому — не владея контрольным пакетом акций, фактически управлять компанией — через подконтрольных менеджеров. Но главная загвоздка в осуществлении этих планов на сегодняшний день состоит в том, что госпакет "Укрнафти" в размере 50% + 1 акция находится в управлении "Нафтогаза України". А это дает карты в руки Юрию Бойко и Дмитрию Фирташу. Соответствующее решение о закреплении госпакета "Укрнафти" в управлении "Нафтогазу" принял в свое время Леонид Кучма. Так что, если следовать логике, решение о том, кому отдать "Укрнафту" и потенциально государственную ВИНК, — решать Виктору Ющенко. Без помощи Президента правительству не удастся получить в управление компанию. Перед Ющенко — непростой выбор, а он этого, как известно, не любит. Ведь один росчерк его пера решит судьбу компании — она перейдет либо Фирташу, либо Ахметову. Поэтому Президент попытался подавить конфликтную ситуацию, что называется, в зародыше — наложив вето на закон о снижении кворума. Оставив на "Укрнафтi" статус-кво, Ющенко пока сыграл на руку Игорю Коломойскому.

Бойко против рудокопов

Бессменный "красный директор" ММК им. Ильича Владимир Бойко стал инициатором еще одной олигархической войны. Он придал широкий резонанс монополизму в сфере поставок железной руды. Как известно, у ММК, как и у некоторых других отечественных металлургов, исторически сложившийся дефицит ЖРС. "Железный" Бойко обвинил владельцев железной руды в монополизме и необоснованном повышении цен на сырье, инициировав возбуждение Антимонопольным комитетом Украины соответствующего расследования.

Похоже, рудокопы сильно "прижали" металлургов с незамкнутым технологически-сырьевым циклом. Как известно, ИСД, "Запорожсталь" и ММК вечно ходят с протянутой рукой к владельцам избытка руды: "Смарт-груп", "Привату", СКМ и Ferrexpo A.G. (Константин Жеваго). И еще совсем недавно Бойко был весьма дружен с традиционным партнером по обеспечению ЖРС — Ингулецким ГОКом ("Смарт-груп").

Хрупкий баланс, который всегда удавалось сохранять рудокопам и металлургам во время планирования объемов распределения ЖРС, нарушен. Заключение контрактов на следующий год под вопросом, зато есть полная определенность относительно того, что цены на ЖРС будут расти, и неоднократно. Лобби Бойко во власти — социалистки Валентины Семенюк — оказалось недостаточно, чтобы даже получить полный контроль над уже находящимся на 60% в собственности Комсомольским рудоуправлением. Наоборот, методы "топорного" лобби при формировании специфических требований к участникам конкурса дали карты в руки оппонентам Бойко — сырьевикам. Они теперь имеют все основания обвинять Бойко, инициировавшего расследование АМКУ, в попытке оказать давление на потенциального претендента на покупку госпакета акций "Комсомольского рудоуправления", о чем и говорится в пресс-релизе "Смарт-груп".

Разделить и властвовать

Столь открыто и массово олигархические войны не проходили в Украине уже давно — со времен "первоначального накопления капитала". Разношерстность власти не позволяет гарантировать никому из фигурантов нынешних войн победы над оппонентами. Ситуация, несмотря на бурные последствия, довольно проста. Лобби СКМ — Янукович и Клюев, лобби "РУЭ" — автономный от них министр Юрий Бойко, лобби Владимира Бойко — социалисты Семенюк и Мороз.Самое сильное лобби — у СКМ и "РУЭ". Причем тот факт, что лобби "РУЭ" настолько мощно, стал откровением для многих. Донецкие во власти незаметно для себя "перебрали" с лояльностью к России и "РУЭ" как представителю интересов Кремля в газовом сегменте. Подтверждением этой лояльности стало назначение на пост главы Минтопэнерго Юрия Бойко, считающегося гарантом газовых интересов Москвы. Для Януковича это было неотвратимым шагом, но вряд ли он догадывался о видах россиян на другие сферы, интересные и Ринату Ахметову.

Если украинские ФПГ осознают всю полноту угрозы российской экспансии, они должны будут хотя бы временно объединить свои усилия, расставить "пограничные столбы" и другие соответствующие атрибуты, означающие: "Сюда нельзя". А уже потом разбираться между собой — где чья территория. От того, смогут ли украинские ФПГ усмирить собственные амбиции, зависит, останутся ли они хозяевами в Украине. То же самое относится и к украинской власти. Если она и дальше будет демонстрировать неспособность разделить зоны ответственности олигархов, центр принятия решений по этому вопросу окончательно переместится в Москву.

>>БЛИЦ-ОПРОС ЭКСПОРТ ТОКА
АНДРЕЙ КЛЮЕВ, вице-премьер-министр (заявление СМИ):

"Есть мощность 500 МВт на Бурштынском энергоострове. Эта мощность будет выставляться на тендер, и кто большую цену даст, — тот ее и получит. Мы будем торговать мощностью ежемесячно напрямую, чтобы не было спекуляций и никаких вопросов никогда не возникало".

БОРИС ШЕСТАКОВ, пресс-секретарь компании Emfesz Kft ("Интерфакс-Украина"):

"Управляющий директор Emfesz Иштван Гоши (Istvan Goczi) подписал контракт с украинской компанией "Укринтерэнерго" на покупку 1,5 млрд кВт-ч электроэнергии для продажи на либерализованном венгерском рынке электроэнергии".

ВЛАДИМИР БОЙКО, почетный председатель правления ОАО "ММК им. Ильича" (газета "Дело"):

"Мы живем в богатом государстве. И если бы еще убрать монополистов, которые поставляют концентрат, кокс и другие ресурсы, то проблем в работе вообще не было бы. Наше предприятие сейчас куда больше беспокоят другие вопросы, чем цена на газ".

ВАДИМ НОВИНСКИЙ, владелец "Смарт-груп" (пресс-релиз):

"Компания "Смарт-груп" рассматривает инициативу ОАО "Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича" возбудить расследование на рынке железорудного сырья как попытку оказать давление на потенциального претендента на покупку госпакета акций ОАО "Комсомольское рудоуправление".