Василий Котко: "Чтобы продавать энергию по "зеленому тарифу", нужно, чтобы ее еще и кто-то купил"

Президент Энергетической ассоциации Украины убежден в том, что даже возможность продавать избыточные мощности по "зеленому тарифу" не сделает альтернативную энергетику популярнее среди украинцев. Он уверен, что проблема заключается не столько в законодательных и технических преградах, сколько в необходимости реформы тарифной системы в стране.

Есть ли какие-то причины, кроме законодательных, по которым население в настоящее время не может использовать механизм "зеленого тарифа"?
— Нужно понимать, какие виды альтернативной энергетики население Украины может использовать. Сегодня речь идет о солнечных модулях или коллекторах для получения электричества или тепла, которые чаще всего устанавливаются в частных домах, в коттеджных городках или селах. Делают это, как правило, люди богатые и с одной целью: защитить себя от перебоев в снабжении электричеством, которые в сельской местности случаются довольно часто, а также потому, что используемый для отопления крупных домов газ сейчас стоит дорого.

И не исключено, что будет дорожать и дальше. Что касается электричества и газа для небольших домовладений, то нынешние низкие цены на них делают солнечные модули и коллекторы абсолютно убыточным делом. А если при этом вы установите на своей крыше избыточные мощности и захотите продать излишки электроэнергии или тепла, понадобится доступ к централизованным сетям, которых ни в селах, ни в коттеджных городках точно нет. Да и по высокому "зеленому тарифу" никто у частного лица ни тепло, ни тем более электричество покупать не станет. То есть эта тема уже практически сразу закрывается. Ведь для того чтобы продавать энергию по "зеленому тарифу", нужно, чтобы ее еще и кто-то купил.

Необходима реформа рынка?
— Речь идет не столько о реформе рынка, сколько о реформе тарифной системы. Пока электроэнергия из розетки будет отпускаться по тарифу, равному 30% ее реальной стоимости, а газ для большинства домохозяйств — в 2-2,5 раза дешевле от его реальной цены, никакая альтернативная энергетика не сможет с ними конкурировать. Аналогичная ситуация и с использованием альтернативных видов топлива для обогрева жилищ.

Брикеты из отходов древесины находят широкое применение в Германии, Италии и других странах Европы, потому что они намного дешевле природного газа, цена которого варьируется по странам от ?550 до ?650. В Украине те же брикеты дороже природного газа, цена которого для большинства домохозяйств составляет ?70-200. И только для крупных домовладений, потребляющих более 12 тыс. куб. м газа в год, при цене газа около ?250 применение брикетов из отходов древесины экономически оправдано.

Однако эта категория домовладельцев экономии в пару сотен гривен предпочтет газовый комфорт. Так что сейчас речь может идти об одиночных случаях установки солнечных панелей. Для того же, чтобы это можно было назвать рынком, производство альтернативных тепла и электроэнергии, во-первых, должно стать массовым явлением. Во-вторых, это должно быть производство не только и не столько для себя, а производство на продажу. Следовательно, это уже бизнес.

И мы должны такого производителя отнести не к категории "население", а к категории "предприниматели". Но, предположим, я поставил у себя ветрячок и мне хватает половины вырабатываемой им электроэнергии. Другую половину можно и нужно продать, а значит, ее надо сбросить в общую сеть или, точнее, в сеть распредкомпании — как правило, это облэнерго.

Даже представив все в оптимистическом свете, мы увидим, что технических проблем очень много. Для того чтобы их разрешить одиночке, нужны такие затраты, которые ему совершенно ни к чему. То есть можно констатировать, что технически рынок не созрел. С точки зрения учета, с точки зрения разветвленности сети, ее готовности принимать альтернативную энергию. Думаю, для того чтобы можно было излишки электроэнергии, образующиеся в частных домохозяйствах, реализовать в общую сеть, понадобится не менее десятка лет.

Приведу простой пример. Сейчас у нас в моде альтернативная энергетика, а несколько лет назад такой инновацией считалась когенерация. Так вот те, кто построил когенерационные установки, потратили год-полтора только для того, чтобы подключиться и получить право сбрасывать свою электроэнергию в сеть.

Насколько законодательная база допускает возможность использования тарифа населением?
— И тут многие вопросы тоже не решены. Законодательная база в настоящее время полностью обслуживает промышленное производство альтернативной энергии. Но даже здесь все 100% вопросов не решены. В законе определено, что подключение или развитие сетей осуществляется за счет средств распределительных компаний. Но распределительная компания тоже деньги считает. Чтобы эти средства получить, их нужно учесть в тарифе. Следовательно, тарифы для распредкомпаний нужно повышать.

А  пока это не сделано, вам придется присоединяться за свои деньги, а потом когда-нибудь распределительные компании вернут вам их — за год, за пять или 25 лет. И таких нюансов в процессе работы над проектом появляется огромное количество. В  итоге реализация проекта может затянуться на многие годы. Вряд ли частник готов приветствовать такое развитие событий.