Николай Злочевский: "В Украине за утилизацию будут платить только производители или импортеры"

Министр экологии и природных ресурсов Украины "В Украине за утилизацию будут платить только производители или импортеры"

Рынок по утилизации использованных авто­покрышек до недавнего времени находился в "тени". Деятельность по переработке шин вообще не регламентировалась, что неоднократно вызывало нарекания со стороны экологов — применяемые технологии зачастую сопровождались выбросами в атмосферу вредных веществ. Мин­природы решило кардинально изменить ситуацию. Николай Злочевский, министр экологии и природных ресурсов Украины, в интервью "ВД" рассказал о новых правилах работы на рынке изношенных шин в стране.

В середине ноября вступило в силу постановление Кабинета Министров, в соответствии с которым производителей и импортеров обяжут заключать с заводами по утилизации шин договоры по переработке изношенных шин. Зачем вводится такое новшество?
— Это сделано для того, чтобы очистить территорию Украины от огромного количества шин, находящихся в неподходящих местах хранения. Давайте по­считаем, сколько в Украине уже накоплено этого мусора. За 20  лет независимости ежегодно в Украине выбрасывалось в среднем 180 тыс. тонн использованных шин.

В первую очередь всех интересует, как это нововведение отобразится на розничных ценах на шины?
— С каждой произведенной или импортированной шины предприниматели должны будут уплатить 3-5% от ее розничной цены. Возьмем для примера белоцерковскую шину "Росава" для бюджетного легкового автомобиля. В среднем она стоит минимум 200 грн. Получается, что плата составит 6-10  грн.

В Европе принята практика, что за утилизацию шин платят дважды — сначала производитель или импортер, а потом еще и при утилизации…
— В Украине будут платить только производители или импортеры. Фактически это будет плата не за утилизацию, а только за сбор и доставку на завод по утилизации. Эта плата будет покрывать только сбор и доставку шин на заводы, но не утилизацию. Эти деньги выступят неким стимулом для населения, чтобы люди не выбрасывали шины, а привозили их на пункты приема. По-другому в Украине никак не получится: если надо будет еще и платить за сдачу шин, они никогда не попадут на пункты приема.

Во многих европейских странах действует модель, когда производители или импортеры новых шин осуществляют платежи за сбор, хранение и утилизацию в некий государственный фонд, который в дальнейшем распределяет эти средства между заводами по переработке уже изношенных покрышек. В Украине такой фонд появится?
— Мы сейчас говорим о том, что производители или импортеры смогут либо напрямую заключать договоры с заводами по утилизации шин, либо, если производитель или импортер самостоятельно их утилизировал, он получит средства за это со счета специального предприятия при Минприроды. Это предприятие будет сначала собирать средства с производителей или импортеров, которые заявят о желании самостоятельно утилизировать шины. А потом, после получения от них документов, свидетельствующих о том, что они самостоятельно переработали такой-то объем покрышек, будет возвращать им их средства. В принципе это такая же схема, которая действует и в европейских странах.

Постановление о введении платы Кабмин утвердил 27  июля, а вступило оно в силу только 11 ноября. У этой идеи нашлись противники?
— В согласовании этого постановления были задействованы практически все члены правительства — никакого противостояния или неприятия его я не заметил. А задержка вызвана технологическими моментами.

Когда можно ожидать, что с производителей или импортеров будут требовать наличие договоров с заводами по утилизации шин?
— Порядок, детализирующий постановление, мы планируем утвердить в течение месяца, а на внесение необходимых изменений в законодательство рассчитываем до конца года. Не исключено, что уже с середины декабря весь этот механизм начнет работать.

В Украине действует около 1100 лицензий на сбор и хранение изношенных шин. Будет ли Минприроды определять, с каким из этих лицензиатов можно будет заключать договоры на утилизацию шин?
— Мы готовим изменения в законодательство о лицензировании, в соответствии с которым мы хотим убрать такое понятие, как лицензия на сбор и хранение шин. Мы предлагаем сделать лицензию на полный цикл  — сбор, хранение и утилизацию. Тогда исчезнут эти странные организации, которые собирают шины, но непонятно, куда они потом их девают.

Насколько прозрачен будет механизм получения такой лицензии? Не станет ли это преградой для входа на рынок "чужих" компаний?
— Я не вижу никаких проблем в получении такой лицензии. Если вы покажете документы, в соответствии с которыми у вас есть завод по утилизации шин, то вы получите лицензию автоматически в течение десяти дней.

Как вы думаете, сколько останется лицензиатов?
— Сколько предприятий будет, столько и получат лицензий.

Сколько сейчас в Украине предприятий перерабатывают изношенные шины?
— Насколько я помню, их около пяти.

Какие технологии они используют?
— Они работают по технологиям времен СССР, если не более ранним. Современные же технологии позволяют работать безотходно — при утилизации можно получать резиновую крошку и выделять металлокорд. Первая уходит на производство разнообразных резинотехнических изделий, например, думаю, что Укравтодор будет с удовольствием покупать такое сырье для строительства дорог, второй — на металлолом.

Иностранным компаниям интересен украинский рынок переработки?
— У нас были встречи с представителями ряда компаний  — французских, немецких, турецких. Недавно получили письмо от одной китайской компании с целью встретиться и предложить свои технологии. Называть конкретные предприятия не буду  — чтобы потом не обвинили в лоббировании чьих-то интересов.

Украинские компании также проявляют интерес к этому рынку?
— Чаще всего приходят как раз украинские инвесторы. Например, сейчас обсуждается предложение от АО "Росава" по строительству на их территории производства по переработке шин.

Участники рынка высказывают предположение, что ради получения дополнительных гарантий вложенных средств инвесторы будут вынуждены пойти по пути создания совместных предприятий, другой стороной которых выступит некая государственная компания…
— Я не слышал таких предложений от иностранных инвесторов. Не думаю, что, создав СП, они получат дополнительные гарантии и защиту вложений на случай прихода нового правительства и возможного риска отмены постановления в будущем. Если бы у государства были деньги на такие предприятия, оно бы уже их по­строило. Если есть экономическая эффективность строительства таких заводов у бизнеса, так пусть он и строит. Сейчас у правительства есть проблемы более важные, на которые стоит потратить бюджетные деньги.

Сколько предприятий по утилизации шин необходимо Украине?
— Думаю, около десяти.

В каких регионах их размещение оптимально?
— Поскольку они экологически безопасны, то я считаю, что они должны появиться в окрестностях городов-миллионников, около двух — в центральной части страны.

Какие технологии инвесторы намерены использовать при работе этих предприятий?
— Во-первых, это механическая переработка. Во-вторых, криотехнологии. Если будет применяться третья, основная технология — сжигание, — то перед тем как выдать лицензию, сотрудники нашей экологический инспекции будут проверять завод на предмет наличия фильтров, поскольку при такой технологии в атмосферу попадают выбросы.

А сколько времени пройдет до момента открытия первого завода, который планируют построить инвесторы?
— Поскольку для строительства такого предприятия необходимо от трех до восьми месяцев, можно ожида