Торопись медленно

Найти финских бизнесменов в Украине в канун Нового года оказалось задачей не из легких. "Это все потому, что обычные финны уехали к себе домой встречать Рождество, ведь, несмотря на то, что многие финны работают здесь, их дом — Финляндия, — поясняет Янне Мела, директор по автоперевозкам транспортной компании DHL. — Я же немножко необычный финн, потому мой дом в Киеве". Впрочем, скоро Янне Мела станет обычным украинцем. Почти с первой минуты разговора он поделился с корреспондентом "ВД" радостным событием: на днях он подал все документы на получение постоянного вида на жительство в Украине. Семь лет назад он познакомился с украинкой Натальей, но после двух лет жизни в Хельсинки супруга затосковала по родине, и как только у г-на Мела появился шанс получить вакансию в киевском представительстве DHL, он тут же согласился на переезд.

Искатели приключений

Янне Мела уверяет, что, несмотря на все плюсы жизни в Финляндии, он ни на минуту не пожалел, что оставил свою страну. При том, что после переезда в Киев потерял в зарплате, хотя и занял более высокую должность. Но главное для него — это возможность риска и открытие новых аспектов бизнеса.

"Что настораживает в Украине, так это инфляция, дорожающая недвижимость, довольно сложное налоговое законодательство, — отмечает Янне Мела. — Порой непросто вести расчеты с немецким офисом нашей компании, нужно быть уверенными, что денежный перевод поступит в течение 90 дней, а здесь иногда возникают сложности. С финскими налоговыми инспекторами намного проще работать, наше налоговое законодательство гораздо легче понять. Хотя у нас тоже высокие налоги, например, если у сотрудника очень высокая зарплата, он может отчислять до 50% на налоги, зато если ты берешь в кредит квартиру или дом, то автоматически получаешь скидку на налоги". На вопрос, а можно ли таким образом купить десять квартир, г-н Мела, задумавшись, ответил, что нельзя. И добавил, что финну такое и в голову не придет.

Бывший коллега Янне Мела живет в Украине уже девять лет, и даже свою фамилию Asarieff пишет на визитке в привычной для славян форме — Азарьев. Первый раз Урье Азарьев работал в Киеве в 1993-97 гг. в качестве руководителя финско-шведской логистической компании, после второго приезда в Украину в 2002 г. возглавлял украинско-немецкую логистическую компанию. Когда пришло время возвращаться назад, Урье уже был женат на украинке, и на семейном совете было принято решение остаться тут. А в качестве бизнеса была выбрана сфера, в которой г-н Азарьев проработал 35 лет, и в итоге — ООО "УФИКО" уже три года занимается международными транспортными перевозками.

"В Финляндии и Норвегии населения в 10 раз меньше, чем в Украине, но фирм там гораздо больше, — признается Урье Азарьев. — В Украине очень большой потенциал, растет экономика, увеличиваются доходы населения. По сравнению с Западом тут конкуренция гораздо слабее".

Семейные традиции

В Финляндии компании — это, как правило, семейный бизнес. За рубежом, особенно когда это касается стран СНГ, финны стараются также обходиться без местных партнеров, правда, дело тут не совсем в национальных традициях. "Мои соотечественники просто боятся работать с местными партнерами, — поясняет Антон Хобер, директор ООО "Киилто-Клей", — у финнов есть богатый и весьма плачевный опыт в России, когда их местные партнеры полностью переписывали весь бизнес на себя, оставляя финнов не у дел". Правда, все финские предприниматели соглашаются, что без помощи украинцев свой бизнес развивать в Украине все еще непросто, но некоторые находят выход из сложной ситуации. "У меня есть очень хороший местный партнер, но бизнес полностью семейный, — улыбается Урье Азарьев. — Мой партнер — моя жена, она бухгалтер. И это очень хорошая бизнес-комбинация, когда бухгалтер и директор могут друг другу абсолютно доверять".

Но данный опыт уникален, обычно небольшие финские компании в нашу страну не спешат, работая через украинские фирмы. Да и крупные фирмы приходят сюда после нескольких лет работы в России. Только в прошлом году в Финляндии было основано 30 тыс. компаний, а за все годы независимости в Украину пришло только 80. Живущие в Украине финны объясняют это географической отдаленностью и недостатком информации. Скандалы, вспыхивающие в украинской политике и подробно освещающиеся финскими СМИ, формируют не самый лучший образ Украины. Антон Хобер вспоминает, что когда в 2004 г. летел в Украину открывать дочернее предприятие компании Kiilto, то был практически один в самолете. "Мой визит пришелся как раз на второй тур президентских выборов, и мой директор провожал меня в эту поездку как в последний путь, — со смехом вспоминает Антон Хобер. — Борисполь встретил меня тишиной, все иностранцы отсюда улетели, а у меня даже была договоренность с нашим посольством, что как только тут откроется стрельба и появятся танки, меня сразу же увезут в Финляндию. Утешала только одна мысль — я еду сюда максимум на два года". Нынче планы финского бизнесмена изменились: у него украинская невеста и собственная квартира в Киеве.

К перспективе прихода в Украину небольших фирм финны относятся настороженно, и потому сегодня довольно взвешены в таких рекомендациях своим соотечественникам. "Большие международные компании могут делать здесь бизнес легально, но маленьким компаниям лучше всего открыть в Украине свое представительство и все делать медленно, — считает Янне Мела. — В Финляндии надо учитывать только финансовые риски, а тут факторов риска в три-четыре раза больше".

"Рентабельность бизнеса в Украине зависит не только от продаж, но еще и от чиновников, — объясняет Антон Хобер. — Ведь многие украинские компании не платят все налоги, и налоговая пытается взять максимум сборов с иностранных компаний, которые не привыкли к непрозрачной бухгалтерии. А механизмов взыскания налогов тут достаточно, финнам сложно понять, как в таких условиях работать".

В стране "чудес"

Финны гордятся тем, что их родина возглавляет список стран с наименьшим уровнем коррупции в мире. И, казалось бы, существующая система работы украинских чиновников должна отпугивать финских бизнесменов. Один из финских предпринимателей рассказал "ВД" о том, как он долго не мог уяснить, что означает слово "откат", а когда понял, еще столько же времени потратил на размышления, как это правильно объяснить своему руководству в Финляндии. Однако финских предпринимателей, которые живут в Украине не один год, коррупция вряд ли страшит, скорее — удивляет. "Я здесь уже девять лет и играю теми картами, которые у меня есть, — философски замечает Урье Азарьев. — Если такая система существует, и я не могу это изменить, то к этому надо привыкать". Но финские бизнесмены надеются, что со временем данная проблема себя исчерпает, ведь два-три года назад, по их мнению, все было намного хуже.

Практически все бизнесмены считают: для того чтобы в Украину шли финские инвестиции, страна должна быть стабильной. Планирование и четкое понимание перспектив — у финнов в крови. К примеру, Антон Хобер рассчитал бизнес-план предприятия до 2010 г. и говорит, что пока придерживаться основных показателей удается. Урье Азарьев говорит, что украинским парламентариям еще необходимо поработать над законодательством: многие законы пока еще можно широко трактовать и это мешает нормальному планированию бизнеса. Но в целом развитием своего бизнеса в Украине представители северного народа довольны, к бюрократии привыкли, а политическая нестабильность, по их мнению, серьезно не сказывается на экономике. События последних лет, убеждены финны, говорят о том, что в стране все же формируется демократия, хотя и весьма забавным образом. Но их это уже не отталкивает — по мнению финнов, украинский народ хоть и беспокойный, особенно его представители в парламенте, но никак не агрессивный.

Пожалуй, единственное, что слегка выводит из себя бизнесменов, — это переполненные столичные дороги. Жители страны, в которой даже министры ездят на работу на велосипедах, а собравшиеся на светофоре 20 машин принято считать пробкой, не могут понять, почему в киевских заторах нужно стоять часами.

Всех финнов, решивших связать свое будущее с Украиной, объединяет одна важная деталь — у них украинские жены. И свое будущее украинско-финские семьи связывают с нашей страной. Финны говорят, что им не достает финских бань, качественного сервиса и чистых озер, да и работать тут не всегда легко, но зато с украинским народом, уверены бизнесмены, никогда не соскучишься. Вся их жизнь в нашей стране — сплошные приключения, а это компенсирует любые недостатки. Будут ли их соотечественники развивать в Украине свой бизнес? "Местные" финны отвечают, что будут, но всему свое время. Едва заметно улыбаясь, они поясняют: вот сделают финны хороший и глубокий анализ рынка, просчитают риски — и непременно придут. А уж в том, что их бизнес будет успешен, можно не сомневаться — маленький северный народ руководствуется никак не эмоциями, а только конкретными фактами.


БЛИЦ-­ИНТЕРВЬЮ
 

Ээро Талвитие: "Я никогда не привыкну давать взятки!"

За 16 лет жизни в Украине Ээро Талвитие перепробовал массу специальностей: от повара до капитана яхты. Его первый бизнес пришелся на начало 1990-х, и его не миновали криминальные разборки: возле его ресторана раздавались взрывы, а у украинского партнера по бизнесу похищали сына и требовали выкуп. Сегодня рассказывая о том, как приехал в Украину развивать свой бизнес, зная по-русски только фразу "руки вверх", он со смехом вспоминает, как ему пришлось разучивать русский с местными криминальными авторитетами, которых он до сих пор помнит по кличкам. Динамичная жизнь в Украине настолько увлекает финского искателя приключений, что о возвращении на родину он даже не задумывается.

Как вы оказались в Украине?

— Я приехал сюда по приглашению своего соотечественника, мы планировали открыть в Киеве ресторан. Но через несколько месяцев СССР распался, и мой партнер уехал. Но я уже на четвертый день жизни в Киеве решил, что останусь тут минимум на три года. Я нашел тут украинского партнера, мы открыли ресторан европейской кухни.

Многие бизнесмены говорят, что развивать свой бизнес в только получившей независимость стране было очень сложно, донимал рэкет?

— У нас была своя "крыша". Да и местные криминальные авторитеты часто бывали, сорили деньгами, я таких пачек денег до того момента еще никогда не видел. Но у меня были хорошие отношения с этими мафиози. Я там проработал пять лет, но потом с нашей "крышей" начал кто-то бороться, начались проблемы с партнером и госорганами.

А как вы пришли к решению заниматься яхтингом?

— В середине 1990-х $100 были большими деньгами. За неделю их было очень сложно потратить. И мы как-то сняли яхту, там я познакомился с девушкой, которая впоследствии стала моей женой. Как оказалось потом, ее отец строил яхту. Они долго решали, кто будет управлять этим бизнесом, и решили, что им займусь я. Хотя подобного опыта у меня не было, сегодня это наш семейный бизнес.

А ресторанный бизнес окончательно оставили?

— Никогда не оставлял. Зимой, когда нет работы на яхте, я помогаю другим бизнесменам открывать рестораны. За 16 лет я открыл в Украине

30 ресторанов.

У вас богатый опыт жизни в Украине, с какими проблемами, развивая свой бизнес, пришлось столкнуться?

— Бюрократия и коррупция. В Финляндии если человек попытается дать взятку, его посадят в тюрьму. И я, видимо, никогда не привыкну давать взятки, хотя знаю, кому надо дать. Я понимаю: это такая страна и надо это делать. Но как? Я не умею!

К тому же все чиновники из проверяющих органов, когда видят иностранца, восклицают: "О, это наш клиент!". И этот "клиент" получает полный "интурист-сервис". Поэтому для успеха в бизнесе нужно найти консультанта или партнера, который будет заниматься решением этих вопросов. И открытым текстом расскажет все как есть в Украине, а не преподнесет красивую историю. Но найти такого партнера — большая проблема.

У вас уже был украинский партнер, насколько отличаются взгляды финнов и украинцев на ведение бизнеса?

— Могу сказать, что украинцы хотели получить деньги и сразу положить их в карман, чтобы тратить на машины, квартиры, дачи, а не вкладывать в развитие бизнеса. Но ведь в бизнес необходимо постоянно инвестировать, особенно на первых порах. В Финляндии иной менталитет: финны долго вкладывают средства, и только потом думают о приобретении машины, квартиры и импортного костюма.

Почему в Украине очень мало финских компаний — отпугивает политическая нестабильность?

— Меня лично она уже не пугает, а вот крупный бизнес — настораживает. У них планирование идет на долгий срок вперед, а тут получается, что сегодня один налог, а завтра – другой. В Европе знают, что будет через пять лет, а в Украине никто не знает, что будет после обеда. Вот у меня маленький бизнес, я как частный предприниматель плачу каждый месяц около 200 грн., такого больше нигде за границей нет. Но поменяется правительство, и кто может сказать, насколько долго такие условия сохранятся?

А лично вы довольны развитием своего бизнеса? Средства вкладывать планируете и в будущем?

— Конечно, планирую. У меня отличный бизнес: летом каждый день на свежем воздухе, каждый день разные интересные люди на борту, меня кормят, наливают и еще деньги за это платят. Попробуй, найди такую работу!

Беседу вела Светлана Рябова